История, традиции, достижения учреждения образования

 

Листая летописные страницы…

(на основе сохранившихся архивных документов)

 

Когда пьёшь воду,

вспомни о тех,

кто вырыл колодец…

Древнекитайская поговорка

 

Время… Неумолим его стремительный бег… И в этом стремительном беге нет-нет да и остановишься, вспомнишь…

Место, где ты родился и вырос, где получил первое напутствие от родителей и учителей и сделал первые шаги во взрослую жизнь, где живут и трудятся твои близкие и родные. Это место – малая родина. С ней связаны самые радостные и тёплые воспоминания. И как бы ни сложилась твоя взрослая жизнь, всегда будешь помнить детство… школу… И до тех пор, пока ты помнишь об этом, ты – Человек

Школа… Родная школа. Эти слова никого не оставляют равнодушным. Для одних – это место получения знаний, для других – детство и годы взросления, для третьих – второй дом, жизнь и судьба. В нашей стране десятки тысяч школ, и у каждой – своя неповторимая история.

…Осенью 2025 года наша любимая 5-я школа будет праздновать свой 90-летний юбилей. Для человека – это большой жизненный путь, а для школы – небольшой отрезок пути, и есть на этом отрезке пути очень важные вехи.

  

Начало

В 1935 году на здании по адресу: ул.Садовая, 4 появилась новая вывеска средняя школа № 5. Первая в городе русскоязычная школа начала работу в очень сложных условиях. Здание было небольшое. Отопление – печное, а это дополнительные трудности, которые, однако, не могли помешать коллективу педагогов, начинавшему историю нашей школы. Увлечённые и преданные своей профессии, они преодолевали трудности, а их было немало – это и нехватка наглядных пособий, книг для чтения, а также и то, что приём в первый класс не был ограничен возрастными рамками. Первый раз в первый класс приходили дети от 8 до 12 – 15 лет!

В довоенные годы и в годы войны занятия в школе проводились в классах с учащимися разного возраста. По воспоминаниям выпускника нашей школы Фалевича Ф.И., в классах не хватало парт, и тогда ученики сами, вместе с учителями, приносили в школу столы, лавки – то, что можно было использовать для проведения уроков. Родители помогали отапливать классы, по очереди приходили к учителям в школу, приносили даже что-нибудь из продуктов питания.

Протокол №1 заседания исполнительного комитета Слуцкого городского совета депутатов трудящихся от 14 июля 1944 года

Слушали

о ходе ремонта и подготовке школ города к новому учебному году (докладывает зав.ГорОНО тов.Кузнецов)

Отмечает:

  1. Ввиду отсутствия транспорта ремонт школ проведён недостаточно
  2. Из-за отсутствия указаний из НКПБ …количестве необходимых для открытия в городе учителя по школам не распределены
  3. Учительский персонал города Слуцка недостаточно участвует в очищении школьных зданий и пришкольных дворов от грязи. Исходя из чего, Исполнительный комитет Слуцкого совета депутатов трудящихся постановляет:

К 1 августа 1944 года отремонтировать все школьные здания

Произвести полную перепись учащихся, подлежащих обучению, для чего привлекать учителей города Слуцка

При очистке школьных зданий, дворов, приведения инвентаря в порядок, необходимо использовать всех учителей города

 

Решение исполкома Слуцкого Городского Совета Депутатов трудящихся от 3 апреля 1946 года

О работе 5-й средней школы города Слуцка за 3-ю четверть 1945/1946 учебного года

Заслушав доклад директора 5-й средней школы тов.Зориной, исполком Слуцкого Городского Совета Депутатов трудящихся отмечает:

обстановка 5-й средней школы города в 3-й учебной четверти 1945/1946 учебного года значительно улучшилась, но наряду с улучшениями учебно-воспитательной работы в школе имеется ещё целый ряд существенных недостатков…

Закреплённые за школой районы города обеспечивали учащимися классы в полной мере, об этом говорят сохранившиеся в Слуцком городском архиве записи:

Решение исполкома Слуцкого Городского Совета Депутатов трудящихся от 23 августа 1949 года

Закрепить за школами следующие школьные районы…

За 5-й средней школой:

ул.Монахова, Карла Либкнехта, ул. Железнодорожная 1 и 2, Железнодорожный переулок 1-й и 2-й, ул.Урицкого, Полевая, 1-го Августа, 11-го Июля, Пионерская, Парижской Коммуны, 14-ти Партизан, Пролетарскую от Садовой до ул.14 Партизан, Красная площадь, переулки: Урицкого, Коммунистический, Вечный, Гордетдом.

Местоположение нашей школы очень удобно – центр города, поэтому и тогда, и теперь ученики школы – это жители разных районов города, даже самых отдалённых. Сохранилось несколько документов разных лет, которые отражают меры руководителей по расширению территории школы и увеличению площади здания путём возведения дополнительных построек:

Решение №118 о расширении территории СШ№5

В соответствии с генеральным планом планировки города исполнительный комитет Слуцкого городского совета депутатов трудящихся решил:

Передать СШ№5 участок, принадлежащий гражданке Якимович по улице К.Либкнехта №4 площадью 0,3 га, в связи с аварийным состоянием её дома и участок, расположенный вдоль улицы Садовая от коммунальных домов, размещённых по ул.Ленина до участка 5 средней школы, площадью 0,4 га для строительства спортивной площадки

Директору СШ№5 Синякевичу П.П. отведённый участок вдоль улицы Садовая использовать под посадку цветов и огородных культур.

Решение №162 исполкома Слуцкого Городского Совета Депутатов Трудящихся 13 марта 1947 года

О разрешении ГорОНО производить занятия в здании 5-й средней школы

Заслушав информацию зав.ГорОНО тов.Кузнецова…Исполком Слуцкого Городского Совета Депутатов Трудящихся отмечает:

Ввиду того, что школы города в 1946 году были переполнены учащимися, наполняемость классов колеблется от 45 до 50 человек. В 1946 году необходимо было вновь принять 620 учеников, которых размещать не было где и в связи с возможностью при произведённых работах Облстройтрестом частично эксплуатировать помещение 5-й средней школы, а также считая, что на зимний период в связи с прекращением работ нецелесообразно оставлять помещение с производством затрат на его содержание.

Исполком Слуцкого Городского Совета Депутатов Трудящихся

Решил:

До полного окончания работ и полного приема комиссией, согласно постановлению Правительства, - разрешить ГорОНО производить занятия в помещении школы в 1946/1947 учебном году, считая правильным распоряжение председателя Горсовета от 15 августа 1946 года о начале занятий в данной школе с 1-го сентября 1946 года.

 

Решение №151 Исполкома Слуцкого городского Совета Депутатов трудящихся от 15 марта 1949 года

О закреплении границ земельного участка 5-й средней школе города Слуцка

Учитывая, что 5-я школа не имеет до настоящего времени закреплённых границ землепользования, а также не имеет пришкольного опытного участка,

Исполком Слуцкого городского совета депутатов трудящихся решил:

1.Отвести земельный участок, прилегающий к школе в границах общей площадью 1,29 га

2.Учитывая, что находящиеся гараж и хоз.сарай, которыми пользуется Слуцкий стройучасток, не даёт возможности для организации школьных площадок, обязать стройучасток тов.Резниковой перенести до 1-го мая 1949 года постройки и вместо их построить хоз.сарай школе.

 

Следующие сохранившиеся документы также подтверждают факт удобного местоположения нашей школы. Цифры для сравнения:

Об утверждении сети школ по городу Слуцку на

1949/1950 учебный год

Количество комплектов-классов 5-й школы:

1-4 классы - 12,

5-7 классы - 11,

8-10 классы - 3, всего классов – 26.

1976/1977 учебный год:

Количество комплектов-классов 5-й школы:

1 – 3 класс 3 с количеством учащихся 99

4 – 8 класс 10 с количеством учащихся 234

9 – 10 класс 4 с количеством учащихся 122

_________________________________455

Группы продлённого дня 2 с количеством учащихся 70

Суровое военное лихолетье коснулось разрушительным крылом здания нашей школы. Оно было почти разрушено. Однако желание поскорее вернуться к мирной жизни, созидательному труду помогло жителям освобождённого в 1944 году Слуцка выйти на руины, заняться расчисткой завалов и разрушенных строений, в сжатые сроки завершить работы и вернуться к таким необходимым для каждого человека мирным будням…

Реестр актов по учёту ущерба, причинённого немецко-фашистскими захватчиками и их сообщниками Государственным, Кооперативным и общественным предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам СССР, составленным Слуцким Городским Отделом Народного Образования (30.08.1945):

5-я средняя школа – 719.650 рублей

Особые чувства вызывают и следующие сохранившиеся документы. Такие распоряжения по-особому разумны и, честно говоря, для нашего времени также актуальны:

Сведения по средней школе №5 города Слуцка о внеклассной и внешкольной работе комсомольской и пионерской организаций в школе на 25 февраля 1952/1953 учебного года

Комсомольская организация насчитывает 229 членов. За 1-е полугодие успевающих комсомольцев было 184. На 25 февраля успевающих комсомольцев - 194. Имеется 25 комсомольцев, которые учатся на "4" и "5"...

Все комсомольцы охвачены кружками: физкультурно-оборонными, самодеятельностью. Комсомольцы принимают активное участие в соревнованиях по различным видам спорта…

В школе функционируют кружки самодеятельности, с охватом учащихся в 309 человек:

  1. Физико-технический (рук.Грунтович И.С.) - 15 человек
  2. Литературный для 5 -7-х классов (рук. Полуйко А.Б.) - 20 человек
  3. Литературный для 8 - 10-х классов (рук. Давидовская И.И.) - 32 человека
  4. Краеведческий (рук. Сосновский М.С.) - 65 человек
  5. Юных мичуринцев (рук. Гузяева Н.С.) - 20 человек
  6. Исторический (рук. Якубович О.Б.) - 17 человек
  7. Химический (рук. Мороз О.Ф.) - 40 человек
  8. Военно-физический (рук. Бородич В.А.) - 27 человек
  9. Математический (рук. Лазовская К.И.) - 20 человек
  10. Хоровой (рук. Рогач)
  11. Драматический (рук. Трегубова П.М.)
  12. Шахматный (рук. Полуйко А.Б.)

Школа принимала участие в олимпиадах, турнирах, играх. В городских соревнованиях по лёгкой атлетике приняло участие 400 человек, по волейболу -35, в розыгрыше волейбола школ – 13 человек, внутри школы – 95 человек, в лыжных соревнованиях города – 301 человек, во внутришкольных соревнованиях – 575. Участвовало в шахматном турнире среди школ города 34 человека и на первенство города – 14 человек.

Проведены читательские конференции:

  1. "Честь смолоду" – Первенцев
  2. "Глубокое течение" – Шамякин
  3. "Сильные духом" – Медведев

Совершено два коллективных похода в кино и просмотрено 13 кинофильмов в школе.

Список учителей средней школы №5 за 1952 год:

Русакович И.С., Береснев П.Е., Басалыга П.С.,Бородич В.А., Беженуца В.П., Голубенко А.В., Грунтович И.С., Гузяева Н.С., Давидовская И.И., Кухта М.И., Ликсо Т.В., Летун В.Н., Лазовская К.И., Лившиц Е.Ю., Михнюк А.И., Мороз А.Ф., Полушкина Е.Д., Полуйко А.Б., Петренко М.В., Пецукевич Т.К., Русак Л.К., Соколович С.Н., Сосновский М.С., Скрёбова Е.П., Цыбулько А.Н., Цвань А.П., Щербакова М.М., Якубович О.Б., Барташевич Ю., Глаговская Е.П., Загоровская,  Могилевец, Филлипович, Пушкаренко Е.А., Шостак А.А., Михневич О.А., Некрашевич Л.Н., Сосина В.В., Микульская П.С., Очаповская З.С., Барановская.

Важнейшее направление работы школы – воспитание гражданина, патриота своей страны. Тем более заслуживают внимание документы, подтверждающие значимость этого направления воспитательной работы в то время:

Извещение о явке на заседание Исполкома Горсовета 3 апреля 1946 года:

1.Об успеваемости по школам города за 3-ю четверть 1946 года. Докладывают директора школ ( директор 5-й школы Зорина).

 

10 декабря 1952 года О состоянии работы пионерской организации 5-й средней школы

В пионерской организации насчитывается 263 человека

Такая строгая отчётность была повсеместна и теперь может быть объяснена объективными причинами того времени.

На контроле руководства города были и остаются вопросы строительства и благоустройства образовательных учреждений:

Решение №178 Исполкома Слуцкого Городского Совета Депутатов Трудящихся 3 апреля 1946 года

О работе школ города Слуцка за истекший период времени и о подготовке к новому 1946/1947 учебному году

Исполком Слуцкого Городского Совета Депутатов Трудящихся решил:

Обязать всех директоров и заведующих школ города Слуцка

а) улучшить качество учебной работы в школах путём систематического контроля работы учителей и ежедневной им помощи;

б) шире развернуть подготовку учащихся к весенним испытаниям и экзаменам, улучшить работу предметных кружков, увеличив число консультаций, систематизировав повторение ранее пройденного материала;

в) улучшить внешкольную и внеклассную работу с учащимися, подчинив её целям подготовки учащихся к весенним испытаниям и экзаменам, а также организации культурного отдыха;

г) построить весной и летом 1946 года при каждой школе военно-спортивную площадку;

д) озеленить приусадебные участки школ, организовать участие школьников в древонасаждении с тем, чтобы каждый учащийся весной этого года посадил 2 - 3 дерева;

е) провести с 1 мая по 10 мая 1946 года точный учёт детей, подлежащих обучению в 1946/1947 учебном году и дать точные сведения в горсовет к 15 мая 1946 года;

ж) к ремонту школ приступить не позднее 1-го мая, а до этого полностью завезти лесоматериал, необходимый на ремонт…

 

Протокол №22 26 ноября 1969 года

  1. О неудовлетворительном ходе строительства пристройки к зданию средней школы №5

Учителя нашей школы внесли вклад своим ответственным и особо почётным трудом в воспитание подрастающего поколения такого нелёгкого послевоенного времени, заслужив признания на высоком государственном уровне:

Утвердить списки, представленные заведующим Слуцким ГорОНО на награждение их значком «Отличник просвещения» и просить ОблОНО ходатайствовать перед министром просвещения о награждении особо отличившихся и заслуживающих правительственную награду:

Балванович Н.А. – учителя иностранного языка 5-й средней школы

 

Заключение

Как мы можем убедиться, школа № 5 города Слуцка не оставалась в стороне от событий, происходивших в нашей стране. Учителя и ученики были и остаются активными участниками общественной исторической жизни города, района, государства…

Время неумолимо в своём стремительном беге… и тогда, в годы, о которых мы можем узнать по сохранившимся документам, и теперь, когда уже мы сами своими делами оставляем записи в летописи нашей школы…

tree_1980 tree_7615 tree_6306 

tree_6302 tree_7697 tree_6148