Военно-патриотическое воспитание

1

2

Патриотизм – это чувство любви к своей Родине, выраженное в активной деятельности по ее процветанию и защите от врагов. В этом определении заложена сущность идеологии патриотизма в общем виде. Конкретно направленность патриотизма определяется его идеологической основой.

Гражданственность – одно из ведущих идейно-нравственных свойств личности. Гражданственность «подпитывается» патриотизмом, своей интеллектуальной ментальной российской спецификой. Гражданин обладает совокупностью прав и обязанностей. Патриот чувствует любовь к своей Родине, а гражданин знает свои обязанности перед ней.

Патриотизм и гражданственность имеют огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Они выступают как составные элементы его мировоззрения и отношения к родной стране, другим нациям и народам. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности.

Патриотическое воспитание и формирование культуры межнационального общения осуществляется в процессе включения учащихся в активный созидательный труд на благо Родины, привития бережного отношения к истории отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа - любви к малой Родине, к своим родным местам; воспитание готовности к защите Родины; изучения обычаев и культуры разных этносов. Важную роль в патриотическом воспитании играет организация работы по изучению государственных символов Республики Беларусь: герба, флага, гимна, символики других стран.

Таким образом, патриотизм можно определить, как любовь и уважение к своему народу, ближним, самому себе, историческому прошлому, языку, культуре. Гордость за принадлежность к белорусскому этносу. Идентификация – соотнесение себя с обществом, его целями развития и своего места в нем. Признание и осмысление суверенности, самоценности государства и его национальных интересов.

Идеологическую основу патриотизма в Республике Беларусь определяют:

  • наличие единой и неотчуждаемой территории Республики Беларусь с ее народом, историческими и культурными ценностями, достойными своего сохранения, развития и защиты;
  • наличие Конституции Республики Беларусь, гарантирующей построение и совершенствование демократического социального правового государства;
  • наличие государственной символики Республики Беларусь, которая выражает подлинно народные традиции, имеет национальные исторические корни и соответствует современному и перспективному развитию нашей Родины;
  • единство народа вне зависимости от этнической и идеологической неоднородности общества;
  • приверженность Республики Беларусь общечеловеческим ценностям и осознание себя полноправным субъектом мирового сообщества;
  • неравномерность общественного развития и наличие национальных Вооруженных Сил практически во всех государствах мира, что не исключает возможности вооруженных конфликтов.

Эти предпосылки определяют патриотизм Республики Беларусь как мир, направленный на совершенствование и защиту своего демократического социального правового государства и сотрудничество с другими государствами.

Главными целями патриотического воспитания молодежи в Республике Беларусь является привитие молодежи любви к Беларуси, формирование у нее устойчивого желания способствовать ее процветанию и стремления защищать от врагов.

Для реализации этих целей в данный момент необходимо выполнение конкретных задач, основными из которых являются:

  • привитие глубокого уважения к национальному наследию, традициям, обычаям, культуре, религиям народа Беларуси;
  • разъяснение Конституции Республики Беларусь, создающей условия для демократии и гражданского согласия, свободного и достойного развития личности;
  • привитие уважения к Государственному гербу и Государственному флагу Республики Беларусь, основанным на героической истории белорусского народа;
  • воспитание понимания, что под этим гербом и флагом новые поколения будут строить высокоразвитую Республику Беларусь, равную среди государств мирового сообщества;
  • воспитание чувства гордости за свою страну и готовности к выполнению социальной роли гражданина Республики Беларусь;
  • воспитание в духе национального взаимодействия и дружелюбия, монолитного единства народа Республики Беларусь. Интернациональное воспитание;
  • привитие любви и уважения к белорусскому языку как языку коренного населения Беларуси, русскому и другим языкам народа Республики Беларусь;
  • раскрытие красот белорусской природы, убеждение в необходимости охраны экологической среды;
  • организация выполнения оборонно-спортивных комплексов и нормативов;
  • воспитание уважения к Вооруженным Силам Республики Беларусь и к защитнику Отечества, воину;
  • формирование у юношей морально-психологической и физической готовности к выполнению ими конституционной обязанности по защите Республике Беларусь;
  • убеждение в необходимости для Беларуси мира и международного сотрудничества.

3

Воспитание гражданственности и патриотизма — это целенаправленная и систематическая деятельность школ, училищ, техникумов, вузов, различных молодежных организаций и мест отдыха детей и подростков по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Оно направленно на развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

https://www.mil.by/ru/

Всебелорусский диктант «Я расскажу о Победе»

3 мая в соответствии с Планом подготовки и проведения мероприятий по празднованию 80-й годовщины освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и Победы советского народа в Великой Отечественной войне, Положением о проведении Всебелорусского патриотического проекта «Память поколений во имя будущего» учащиеся 1-11-х классов приняли участие в написании Всебелорусского диктанта «Я расскажу о Победе».

photo_5307731717408285103_y photo_5307731717408285104_y photo_5307731717408285106_y

photo_5307731717408285107_y photo_5307731717408285110_y

свернуть

Письмо солдату «А письма в треугольничках солдатских…»

«А письма в треугольничках солдатских…»

 

Здравствуй, Солдат!

Я не знаю, сколько тебе лет, да это и не важно. Возраст солдата определяют вовсе не прожитые им годы, а его любовь к мирной жизни на своей родной земле, ответственность перед своими товарищами, счастливые глаза близких и милых сердцу людей.

Солдаты – избранные богом люди. Это моё твёрдое убеждение. «Солдатами не рождаются – ими становятся…» Как точно подмечена суть жизни человека, чья судьба связана со службой Отечеству!

Труд физический, духовное совершенство, благородство и верность идее – вот, пожалуй, основные качества солдата во все времена. Произношу «солдат» – и сразу хочется продолжить – «подвиг», «честь». Такова магическая сила этого привычного для всех слова. Хотя было так не всегда…

Слово «солдат» произошло от названия мелкой разменной монеты «сольдо». Слово это обозначало и подчёркивало низкую стоимость наёмного воина и столь же низкую ценность… его жизни!

Как, однако, история войн человечества и само время помогли нам переосмыслить истинное предназначение солдата – человека, стоящего на защите родной земли, человека, готового к героическому поступку, пусть даже и в мирное время...

А что если на родную землю ступил враг? В строю плечом к плечу становитесь вы, наши славные защитники, солдаты!

А если всё же случится такое – останетесь в строю до конца, до полной победы над теми, кто вдруг осмелится посягнуть на самое ценное и святое, что есть у человека.

Хочу поделиться и ещё одним своим наблюдением: солдат – это смекалистый герой с отменным чувством юмора и оптимизма. Давайте вспомним народные сказки, героями которых был солдат, способный и кашу из топора сварить, и Чудо-Юдо одолеть! Сколько мальчишек хотели стать (и стали!) настоящими солдатами – такими же бесстрашными и преодолевающими все преграды, побеждающими всех врагов! 

Поэты и писатели подхватили эту идею и продолжили её в литературных произведениях разных жанров: неунывающий Василий Тёркин у Александра Твардовского, бравый солдат Швейк у Ярослава Гашека, ироничный Иван Чонкин у Владимира Войновича…

Герои этих и многих других произведений помогали выстоять в военном лихолетье тем, которые сражались на передовой и трудились в тылу, приближая общими усилиями и неиссякаемой верой такую долгожданную победу.

Жить без пищи можно сутки,

Можно больше, но порой

На войне одной минутки

Не прожить без прибаутки,

Шутки самой немудрой, –

верим Тёркину и с ним соглашаемся мы, живущие в счастливое мирное время и не знающие тягот суровых будней военной поры.

Правда, умение шутить открывает ещё и такие качества солдата, как наблюдательность и житейскую мудрость. «Человек, предавший свою родину, чужую предаст тем более», – эта истина подарена нам Иваном Чонкиным. Беспощадное военное время оказалось для каждого солдата экзаменом и на звание человека…

Мудрость же, в свою очередь, приглашает нас к глубоким философским размышлениям вместе с героем Ярослава Гашека: «Великой эпохе нужны великие люди. Но на свете существуют и непризнанные, скромные герои, не завоевавшие славы Наполеона. История ничего не говорит о них. Но при внимательном анализе их слава затмила бы даже славу Александра Македонского…»

И это правда! Во все времена силой единства духа и мужеством тысяч и тысяч рядовых солдат воплощается святое дело – освобождение родной земли от вражеского нашествия.

В нашей памяти – рассказы и воспоминания свидетелей тех событий. Память о павших в той страшной войне не даёт покоя нам, живущим в XXI веке. Наверное, это духовный вневременной мост, который перекинут между поколениями. Слова, которые мы слышим через десятилетия из прошлого, обращены к нам, живым. Они связывают наши судьбы.

Память и время… Они определили судьбу фронтовых писем – быть исторической ценностью. Они – в сердцах наших родителей и в наших сердцах. В них – сама история, величие и трагедия Великой Отечественной войны.

Пожелтевшие письма – это голос оттуда, из истории, с войны…Это голос человеческой души. В нём – волнение, страх, верность и мужество. То, что помогает увидеть войну изнутри. Попытаться ощутить страшное её дыхание… Каждое такое письмо имело особую ценность, особый смысл.

В этих письмах всё: смертный бой и фронтовой быт, любовь и ненависть, боль и радость, горе и счастье. А если одним словом – в этих письмах жизнь! Все письма с фронта были похожи друг на друга? Похожи... И в то же время каждое из них – долгожданное, единственное. О многом рассказывают фронтовые письма, многому учат. Учат, как жить и трудиться, как бороться за своё счастье, как беречь своё доброе имя.

Фронтовые письма имеют право встать в один ряд с трудами военных историков, воспоминаниями генералов и маршалов.

Истёрся карандаш, выцвели чернила, пожелтели листочки, зачитанные до дыр… В этих выцветших строках – просьба, приказ нам, живущим сегодня: война не должна повториться!

Письма – это слёзы жён и матерей, умевших ждать «как никто другой», это радость победы, это связь между прошлым, настоящим и будущим… В тысячах посланий с фронта, в датах их написания, в названиях мест их отправки, в осторожных обмолвках о готовящихся операциях и – главное – в их настроении запечатлены все этапы войны – человеческие страдания и потери, страх и боль, желание и надежда, уверенность в победе.

Письма с фронта и письма на фронт как незримый мост между теми, кто ушёл воевать, и теми, кто остался их ждать. Матери, жёны, сёстры, дочери своими тёплыми, нежными письмами из дома поддерживали солдат.

Казалось бы, давно закончилась война, но письма с войны приходят до сих пор.

Эти письма дороги нам, они напоминают о том страшном и героическом времени, рассказывают о чувствах людей, переживших и не переживших ту войну. И память об этом мы сохраним навсегда.

Моим прабабушке и прадедушке до конца их жизни приходили уже знакомые «треугольники», ставшие символом фронтового письма. Только это были уже Письма Победы и Благодарности от государства за спасение нашей Родины.

Да, война разрушила планы нескольких поколений, сломала судьбы многих и многих мирных людей… Разлучила близких и родных. Но именно эти горячие, искренние, душевные, живые мысли в немудрёных треугольниках фронтовых писем стали символом непобедимости нашего народа в той беспощадной войне…

Письма, письма… Сколько самых сокровенных чувств хранят в себе треугольники, сложенные грубой солдатской рукой! Какой долгий путь суждено было проделать ему из пекла страшной войны, чтобы оказаться в руках близкого, милого сердцу человека?.. Почта военного времени нередко задерживалась. В документальном фильме о войне говорилось, что объём почты, поступавшей на фронт, был колоссален: 70 миллионов писем каждый месяц только в действующую армию. С самого начала войны правительство поняло важность связи фронтовиков с их родными. Было организовано почтовое сообщение. Машины для перевозки писем запрещалось использовать в иных целях. Почтовые вагоны по значимости и важности содержимого не уступали вагонам с боеприпасами. Цепляли их к любым составам. Вся корреспонденция на фронт и в тыл была бесплатной. Но и в таких условиях случалось, что письма терялись, приходили не вовремя... История Великой Отечественной войны не была бы полной без этих весточек.

Спасибо, солдат!

Моё письмо, написанное в мирное время, – это преклонение перед павшими воинами, перед героями, чьи имена увековечены и нам известны, и теми, чьих имён мы уже никогда не узнаем…

Спасибо, солдат!

 

 

14 февраля 2024 года                      Лях Ксения, учащаяся 10 класса

ГУО «Средняя школа №5 г.Слуцка»

свернуть

Письмо солдату

1

Здравствуй, Солдат!

Я пишу тебе из XXI века, такого стремительного, суетливого. Прошло уже 80 лет, как закончилась эта страшная для народа Беларуси война. Я знаю, что многие из вас уходили на эту войну мальчишками, буквально со школьной скамьи. Возможно, ты поступил так же, чтобы вступить в бой с захватчиком, чтобы защитить нашу землю от гитлеровских оккупантов.

Когда я об этом думаю, то представляю себе, как вам, мечтавшим о профессиях, о путешествиях, о любви и семье, пришлось терпеть холод, голод, лишения, но несмотря на это, защищать свою Родину, свою семью.

Это, наверно, страшно, каждый раз идя в бой не знать, уцелеешь или нет. Как привыкнуть к смерти, как выполнять приказ: «Ни шагу назад!», помня о том, что дома тебя ждут живым. И так долгих четыре года. Сколько же вас полегло в войне с фашистами! Каждая семья потеряла своих родных и близких. Ты не знал тогда, но верил, что Советский Союз победит. Но какой ценой! Около 27 миллионов погибших…

Могло так случиться, что и ты оказался бы среди них. Но ты выжил, несмотря ни на что. Благодаря тебе и таким, как ты, не только наша страна, но и весь мир был освобождён от «коричневой чумы». Разрушенные города восстановили, страна стала жить мирным созидательным трудом. Послевоенные годы были тяжёлыми и голодными, но люди были счастливы. Ведь мы выстояли, победили фашизм!

Такого острого счастья от прекращения кошмара войны и наступления мирной жизни последующие поколения уже не знали.

Я думаю, что если бы в этой войне победили фашисты, то в мире не было бы больше стран, которые могли бы противостоять им. Я уверен: наша страна победила благодаря сплочённости, патриотизму и великому труду простых солдат и тружеников тыла.

Сейчас уже нет той большой страны, за которую ты воевал. Но в нашей республике память о Великой Отечественной войне, о подвиге советского народа чтут. По всем городам проходят парады, гремят в вечернем небе салюты. Память о вас, отстоявших страну, как и безмерная благодарность к вашему поколению, жива. К сожалению, вас осталось немного. И с каждым годом 9 Мая ветеранов на парады выходит всё меньше и меньше.

Наше поколение знает войну по рассказам фронтовиков, из фильмов и книг. Но я думаю, что ни один рассказ, ни один фильм не в состоянии передать все страдания людей, страшные пытки и зверства фашистов. Всё это пережили и вынесли вы, бойцы Советской Армии.

Я всё чаще думаю: неужели людям в сороковых годах прошлого столетия было мало кровопролития? Всё забывается, и кому-то очень выгодно не тревожить память о войне, ставшей причиной человеческих страданий. До сих пор есть места, где обстрелы и взрывы калечат детей. Тебе трудно поверить в это, Солдат? Ты, познавший ужас войны, смотревший много раз в лицо смерти, ты, знающий цену жизни, не можешь без негодования читать эти строки!

Я надеюсь, что рано или поздно наступит время, когда солдаты перестанут гибнуть в войнах, когда люди научатся жить в мире и поймут, что Земля – это наш общий дом, что его нужно беречь и укреплять. А до тех пор покой нашей Родины хранят такие, как ты, бесстрашные герои, благодаря которым мы можем чувствовать себя в безопасности.

Сейчас мне шестнадцать лет, а во время войны наши сверстники работали в тылу – в поле, у станков, наравне с взрослыми. Они воевали на фронте, такие молодые, отдавали свои жизни за нашу Родину.

Признаться, и не представляю, смог бы я совершить такой подвиг. Надеюсь, мне не придётся этого узнать. Но, если Родина меня позовёт, я вас не подведу.

Спасибо тебе, Солдат! Твоя доблесть и отвага неоценимы, их невозможно измерить общепринятыми шаблонами. Я хочу тебе сказать, что твой подвиг не забыт. Мы, юное поколение, помним, уважаем вас и восхищаемся вами. Мы знаем, благодаря кому над нами сейчас мирное небо и благодаря чьим усилиям мы живём в своей стране.

Спасибо тебе за смелость, мужество и героизм.

 

Андрей Зайцев,

учащийся 10 класса

ГУО «Средняя школа № 5 г. Слуцка»

#гордимся_верим_поздравляем_2024

свернуть

Музей Великой Отечественной войны в Минске

Инструктивно-методическое письмо «Об организации работы руководителя по военно-патриотическому воспитанию в учреждениях общего среднего образования»

Нормативное обеспечение работы по военно-патриотическому воспитанию

Навечно в памяти

1

 

Данные из Всесоюзной книги памяти:  КОЛЕСНИКОВ Петр Иванович

Полковник, нач-к ПВО див., род. 4.11.1933 на ст.Джабык Южно-Уральской ж. д. Челябин, обл. Русский. В Вооруж. Силах СССР с 4.8.52. Окончил Чкаловское зенитно-артел. училище. В Республике. Афганистан начальник ПВО 5мсд с июня 1981. Неоднократно принимал участие в боевых операциях. 14.01.1983 умер от острой сердечной недостаточности. За мужество и отвагу награждён. орд. Красной Звезды (посмертно). Полковник Колесников Пётр Леонидович умер от острой сердечной недостаточности 14.01.1983г. Орден Красной звезды (посмертно). Похоронен в г.Слуцк, Минской обл.  

Данные  из белорусской книги памяти:  КАЛЕСНІКАЎ Пётр Іванавіч

Нарадзіўся 4.11.1933 г. на станцыі Джабык Паўднёва-Уральскай чыгункі ў сялянскай сям’і. Рускі. Член КПСС з 1960 г. Скончыў сямігадовую школу ў г. Кустанаі, у 1952 г.— Кустанайскі сельскагаспадарчы тэхнікум. У 1954 г. скончыў Арэнбургскае вышэйшае зенітнае ракетнае вучылішча. У Савецкай Арміі праслужыў больш за 30 гадоў. 3 ліпеня 1981 г. у Афганістане. Палкоўнік П. I. Калеснікаў памёр 14.1.1983 г., выконваючы баявое заданне. Пахаваны ў г. Слуцку. Пасмяротна ўзнагароджаны ордэнам Чырвонай Зоркі, медалём «Воіну-інтэрнацыяналісту ад удзячнага афганскага народа». У П. I. Калеснікава засталося двое дзяцей - дочкі Наталля і Алена, жонка- Нэлі Мікітаўна, працавала рэвізорам у Слуцкім райспажыўсаюзе.

свернуть

Преференции для отслуживших в армии

Военная служба по контракту - достойный выбор патриота Республики Беларусь

Встреча «Ответственность за отрицание геноцида белорусского народа»

План работы руководителя по военно-патриотическому воспитанию