Законным представителям

Дневники учащихся

В 2024/2025 учебном году в учреждениях образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, используются дневники учащихся, изданные полиграфическими предприятиями в 2024 году в соответствии с Типовыми формами дневника учащегося, утвержденными постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 17 августа 2022 г. № 267 (в редакции постановления Минобразования от 29.09.2023 № 314).

Типовые формы дневника учащегося

 

Дневники учащихся в 2023/2024

В 2023/2024 учебном году, в учреждениях общего среднего образования будут использоваться дневники учащихся, изданные полиграфическими предприятиями в 2023 году в соответствии с Типовыми формами дневника учащегося, а также дневники учащихся, выпущенные в 2022 году по согласованию с Министерством образования.

На сайте Министерства образования размещены обложки дневников, изданных в 2022 году, а также постановление Министерства образования Республики Беларусь от 17 августа 2022 г. № 267 «О типовых формах дневника учащегося» (с изменениями от 16 мая 2023 г. № 157) (http://edu.gov.by / Главная / Структура / Главное управление общего среднего образования / Управление общего среднего образования / Дневники учащихся).

В случае принятия учителем решения о введении во II классе дневников в целях записи домашнего задания, отработки навыков аккуратного его заполнения считаем возможным использовать дневник учащегося для III–IV классов, утвержденный постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 17 августа 2022 г. № 267 (в редакции от 16 мая 2023 г. № 157). Использование иных дневников (дневничков) учащихся недопустимо.

Образцы обложек дневников учащихся, согласованных и рекомендованных Министерством образования к 2022/2023 учебному году

Постановление Министерства образования от 17 августа 2022 г. № 267 (с изменениями от 16.05.2023 № 157) О типовых формах дневника учащего

свернуть

Интерактивный плакат "Средняя школа №5 г.Слуцка"

Интерактивный плакат "Средняя школа №5 г.Слуцка"

nasha-shkola

свернуть

Интерактивный плакат "Наша школа"

"Безопасность детей-забота взрослых!"

«Школа дошколят» 

Занятия по подготовке детей (5-6 лет) к обучению в школе:

«Математика»

«Подготовка к письму»

«Обучение чтению»

«Развитие мелкой моторики руки»

Начало занятий – 7 октября (суббота) 

Телефоны для справок: (1795) 3 03 44; (1795) 2 51 55

 

Расписание занятий

группы по подготовке детей к школе

«Школа дошколят» 

Время проведения занятий

Место проведения

занятий

Ф.И.О.учителя

9.00 – 9.35

Каб.109

Дробеня

Татьяна

Владимировна

9.45 – 10.20

10.30 – 11.05

 

свернуть

Акция «Безопасные каникулы»

Акция «Безопасные каникулы»

С 23 октября по 7 ноября 2023 года УГАИ УВД Минского облисполкома проводит широкомасштабную информационную кампанию по предупреждению дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних «Безопасные каникулы».

Данные мероприятия нацелены на профилактику детского травматизма, в особенности в период школьных каникул.

В ходе кампании сотрудники Госавтоинспекции проведут рейдовые мероприятия по отработке дворовых территорий и жилых зон, регулируемых и нерегулируемых пешеходных переходов вблизи учреждений образования, иных участков улично-дорожной сети, где наиболее высок риск совершения ДТП с участием несовершеннолетних. Особое внимание будет уделено нарушениям водителями правил перевозки детей.

Согласно статистике, за 9 месяцев текущего года с участием детей на территории Минской области зарегистрировано 71 дорожно-транспортное происшествие, в результате которых 5 детей погибли, 76 несовершеннолетних получили травмы, по вине детей произошло 18 ДТП. За аналогичный период 2022 года: в 61 ДТП погибли 2 ребенка, 62 получили травмы, по вине детей произошли 19 дорожно-транспортных происшествий.

Госавтоинспекция напоминает, что детям до 14 лет запрещается управлять велосипедом по велосипедным переездам и пешеходным переходам без сопровождения совершеннолетнего лица. Для пересечения проезжей части в указанных местах необходимо спешиться и вести велосипед рядом с собой, руководствуясь требованиями, предусмотренными ПДД для движения пешеходов.

Согласно пункту 154 ПДД водителю велосипеда запрещается, не достигнув четырнадцати лет, управлять велосипедом на дороге без сопровождения совершеннолетнего лица (кроме пешеходных и жилых зон, тротуаров, велосипедных и пешеходных дорожек).

В соответствии с подпунктом 2.78 пункта 2 ПДД к элементам дороги относятся одна или несколько проезжих частей дороги, трамвайные пути, тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки (за исключением велосипедных дорожек, расположенных обособленно от дороги), посадочные площадки, расположенные на проезжей части дороги и предназначенные для посадки (высадки) пассажиров в маршрутное транспортное средство, островки безопасности, выделенные конструктивно или линиями горизонтальной дорожной разметки, разделительные зоны, разделительные полосы, настилы железнодорожных переездов и обочины. Велосипедные переезды и пешеходные переходы в силу подпунктов 2.6-1 и 2.49 пункта 2 ПДД являются участками проезжей части.

Кроме того, пешеходу в возрасте до четырнадцати лет запрещается передвигаться на средствах персональной мобильности (кроме пешеходных и жилых зон) (подпункт 18.5.5 пункта 18 ПДД). Другими словами, дети в возрасте до четырнадцати лет могут передвигаться на средствах персональной мобильности исключительно в пешеходных и жилых зонах.

С четырнадцати лет велосипедисты и пешеходы на средствах персональной мобильности, а равно велосипедисты, не достигшие четырнадцати лет, передвигающиеся в сопровождении совершеннолетнего лица, должны руководствоваться общими требованиями ПДД при пересечении проезжей части, т. е. заблаговременно снизить скорость движения, убедиться, что выезд на проезжую часть дороги безопасен, пересекать ее со скоростью идущего шагом пешехода.

Помните, что ребенок обучается движению по улице прежде всего на вашем примере!

свернуть

Правила поведения на ЖД

Об итогах проведения пилотного проекта

Рекомендации для родителей первоклассников

Преемственность между дошкольным образованием и первой ступенью общего среднего образования

В процессе организации образовательного процесса на первый план выдвигаются вопросы преемственности в деятельности дошкольных учреждений, начальной школы в тесном контакте с семьёй. Преемственность в работе групп детского сада и начальных классов заключается в установлении необходимой связи и правильного соотношения между выполнением программных требований групп детского сада, начальных классов.

Под преемственностью понимается создание в деятельности групп детского сада и начальных классах медико-биологических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие детей, формирование у них умений и навыков, знаний, усвоение правил поведения в обществе.

Основные цели и задачи:

  • создание оптимальных психолого-педагогических, медико-гигиенических условий для реализации единой линии развития ребёнка на этапах дошкольного и начального школьного образования;
  • обеспечение разностороннего развития детей дошкольного возраста с учётом возможностей и специфики школьной жизни, наряду с освоением важнейших навыков, умений учебной деятельности.
  • осуществление общих подходов к организации образовательного процесса;
  • соблюдение единых принципов построения программ и методик;
  • осуществление общих подходов при подготовке педагогических кадров дошкольного и начального школьного образования;
  • создание оптимальных медико-биологических и психолого-педагогических условий для благоприятной адаптации детей дошкольного возраста в начальной школе.

Направления:

  • содержание детской деятельности как в детском саду, так и в школе;
  • использование разнообразных игр, занятий «неурочного» типа;
  • максимальное обеспечение двигательной активности детей, создание условий для полноценного физического развития, укрепления здоровья, профилактики утомляемости, использование дидактических, подвижных игр при обучении грамоте, математике, включения в занятия пауз, минуток отдыха в виде психологических игр и упражнений;
  • изменение форм общения детей как на занятиях в детском саду, так и на уроках в школе, обеспечив ребёнку возможность ориентироваться на партнёра-сверстника,
  • взаимодействовать с ним и учиться поддерживать диалогическое общение между детьми, признавать право ребёнка на инициативные высказывания, право на ошибку.

Памятка 1. Что нужно первокласснику

Памятка 2. Десять советов родителям будущих первоклассников

Памятка 3. Ежедневный рацион первоклассника

Тест «Готов ли ваш ребёнок к школе?»

 

 

Рекомендации для родителей первоклассников

 

Ребёнку, начинающему обучение в школе, необходима моральная и эмоциональная поддержка. Его надо не просто хвалить (и поменьше ругать, а лучше вообще не ругать), а хвалить именно тогда, когда он что-то делает.

Но помните:

1) ни в коем случае не сравнивать его посредственные результаты с эталоном, то есть с требованиями школьной программы, достижениями других, более успешных в учёбе. Лучше вообще никогда не сравнивать ребёнка с другими детьми (вспомните своё детство).

2) можно сравнивать ребёнка только с ним самим и хвалить только за одно: улучшение его собственных результатов. Если во вчерашнем домашнем задании он сделал 3 ошибки, а в сегодняшнем – 2, это нужно отметить как реальный успех, который должен быть оценен родителями искренне и без иронии.

Соблюдение правил безболезненного оценивания школьных успехов должно сочетаться с поисками такой деятельности, в которой ребёнок может реализовать себя. Следует подчеркнуть, что раз он что-то научился делать хорошо, то постепенно научится всему остальному.

Родители должны терпеливо ждать успехов, ибо чаще всего замыкание «порочного круга» тревожности и происходит на школьных делах. Школа должна очень долго оставаться сферой щадящего оценивания.

Болезненность школьной сферы должна быть снижена любыми средствами: снизить ценность школьных отметок, показать ребёнку, что его любят не за хорошую учёбу, а любят, ценят, принимают как собственное дитя, не за что-то, а вопреки всему.

Как это можно сделать?

  1. Не показывать ребёнку свою озабоченность его школьными успехами.
  2. Искренне интересоваться школьной жизнью ребёнка и смещать фокус своего внимания с учёбы на отношения ребёнка с другими детьми, на подготовку и проведение школьных праздников, дежурства, экскурсий.
  3. Подчёркивать, выделять в качестве чрезвычайно значимой ту сферу деятельности, где ребёнок больше успешен, помогать тем самым обрести веру в себя.

Это поможет снижению тревоги, а так как ребёнок на уроках все же работает, у него накапливаются некоторые достижения. Благодаря такой девальвации школьных ценностей можно предупредить самый отрицательный результат – неприятие, отвержение школы, которая в подростковом возрасте может перейти в асоциальное поведение.

Таким образом, нельзя допустить, чтобы ребёнок был замкнут на своих школьных неудачах, ему надо помочь найти такую внеучебную деятельность, в которой он способен самоутвердиться. Впоследствии это скажется и на школьных делах. Чем больше родители фиксируют ребёнка на школе, тем это хуже для его школьных успехов, тем хуже для его личности.

Чем больше мы пытаемся воспитывать, давить, тем больше растёт сопротивление, которое проявляется иногда в резко отрицательном, ярко выраженном демонстративном поведении. Истеричность, капризность ребёнка порождается отсутствием любви, внимания, ласки, понимания со стороны родителей.

Чёткое распределите регуляцию родительского внимания к ребёнку по формуле «уделять ребёнку внимание не только когда он плохой, а когда он хороший, и больше, когда он хороший». Здесь главное замечать ребёнка, когда он незаметен, когда он не выкидывает фокусов, надеясь привлечь внимание.

Все замечания свести к минимуму, когда ребёнок «фокусничает», а главное, к минимуму свести эмоциональность ваших реакций, ибо именно эмоциональности ребёнок и добивается. Эмоциональность для такого ребёнка не наказание, а поощрение его ассоциативного способа привлечения внимания. Наказывать за истерики одним способом – лишением общения (спокойное, а не демонстративное).

Главная награда – это доброе, любящее, открытое, доверительное общение в те минуты, когда ребёнок спокоен, уравновешен, что-либо делает. (Хвалите его деятельность, работу, а не самого ребёнка, он всё равно не поверит). «Мне нравится твой рисунок». «Мне приятно видеть, как ты занимаешься со своим конструктором» и т.д.).

Ребёнку надо найти сферу, где он мог бы реализовать свою демонстративность (танцы, спорт, рисование и т.д.), в то же время нельзя допускать перегрузки детей деятельностью, организованной взрослыми.

Родители должны твёрдо оценить действенность этих рекомендаций и осознать, что в первое время изменение стиля общения с ребёнком приведёт не к снижению, а к взрыву негативизма, сопротивлению со стороны ребёнка. Когда ребёнок обнаружит, что средства, которые он до сих пор использовал, чтобы добиться внимания, перестали действовать, то первое, что он станет делать – это «прошибать стену лбом», то есть усилит свои средства воздействия на родителей. Но родители должны научиться слышать за этим детский крик о помощи, призыв к любви, вниманию, а не к наказанию (физическому), отвержению. Здесь нельзя срываться. Спокойно лишить внимания, не наказывать, не ругать. А когда приступ истерики пройдёт и ребёнок успокоится, найдёт себе занятие, вот здесь и проявить любовь, нежность, внимание (почитать, поиграть, вместе что-то поделать).

 

свернуть

Объём и количество обучающих и контрольных письменных работ

Объём и количество обучающих и контрольных письменных работ

 

Колькасць і аб’ём навучальных работ па развіцці звязнага вуснага і пісьмовага маўлення на І ступені агульнай сярэдняй адукацыі

 

Вучэбны прадмет ”Беларуская мова“ ва ўстановах агульнай сярэдняй адукацыі з рускай мовай навучання і выхавання

Від работы

І клас

ІІ клас

ІІІ клас

ІV клас

I паў- годдзе

II паў- годдзе

I паў- годдзе

II паў- годдзе

I паў- годдзе

II паў- годдзе

I паў- годдзе

II паў- годдзе

Пераказ

1

40-45 слоў

1

40-50 слоў

1

50-60 слоў

1

60-70  слоў

1

70-80 слоў

Сачыненне

1

1

1

1

Вучэбны прадмет ”Русский язык“ ва ўстановах агульнай сярэдняй адукацыі з рускай мовай навучання і выхавання

Від работы

І клас

ІІ клас

ІІІ клас

ІV клас

I паў- годдзе

II паў- годдзе

I паў- годдзе

II паў- годдзе

I паў- годдзе

II паў- годдзе

I паў- годдзе

II паў- годдзе

Пераказ

1

30-40 слоў

1

40-50 слоў

1

40-50 слоў

1

50-60 слоў

1

60-70 слоў

1

70-80 слоў

Сачыненне

1

1

1

1

 

 

Колькасць кантрольных  работ на I ступені агульнай сярэдняй адукацыі, іх віды і аб’ём

 

Вучэбны прадмет ”Беларуская мова“ ва ўстановах агульнай сярэдняй адукацыі з рускай мовай навучання і выхавання

 

 

Від работы

І клас

ІІ клас

ІІІ клас

ІV клас

 

I паў- годдзе

II паў- годдзе

I паў- годдзе

II паў- годдзе

I паў- годдзе

II паў- годдзе

I паў- годдзе

II паў- годдзе

 

Кантрольнае спісванне

1

20-25 слоў

 

Кантрольны дыктант

1

25-30 слоў

1

40-45 слоў

1

55-65

слоў

 

Кантрольны дыктант з граматычным заданнем

1

45-50 слоў

1

65-75 слоў

 

Кантрольная работа па тэме

1

1

1

2

2

2

 

Кантрольны слоўнікавы дыктант

1

5 слоў

1

6 слоў

2

8 слоў

2

10 слоў

2

10 слоў

2

12 слоў

 

Вучэбны прадмет ”Русский язык“ ва ўстановах агульнай сярэдняй адукацыі з рускай мовай навучання і выхавання

 

 

Від работы

І клас

ІІ клас

ІІІ клас

ІV клас

 

I паў- годдзе

II паў- годдзе

I паў- годдзе

II паў- годдзе

I паў- годдзе

II паў- годдзе

I паў- годдзе

II паў- годдзе

 

Кантрольнае спісванне

1

15-20 слоў

1

25-30 слоў

 

Кантрольны дыктант

1

35-40 слоў

1

40-45 слоў

1

55-65 слоў

 

Кантрольны дыктант з граматычным заданнем

1

45-50 слоў

1

65-75 слоў

 

Кантрольная работа па тэме

1

2

1

2

2

2

 

Кантрольны слоўнікавы дыктант

1

6 слоў

1

8 слоў

2

8 слоў

2

10 слоў

2

10 слоў

2

12 слоў

 

Вучэбны прадмет ”Беларуская літаратура“ ва ўстановах агульнай сярэдняй адукацыі з рускай мовай навучання і выхавання

 

Від работы

І клас

ІІ клас

ІІІ клас

ІV клас

I паў- годдзе

II паў- годдзе

I паў- годдзе

II паў- годдзе

I паў- годдзе

II паў- годдзе

I паў- годдзе

II паў- годдзе

Праверка навыку чытання

1

 

1

 

1

 

1

 

1

 

Праверка сфармірава-насці чытацкіх уменняў

1

1

Вучэбны прадмет ”Русская литература“ ва ўстановах агульнай сярэдняй адукацыі з рускай мовай навучання і выхавання

 

Від работы

І клас

ІІ клас

ІІІ клас

ІV клас

I паў- годдзе

II паў- годдзе

I паў- годдзе

II паў- годдзе

I паў- годдзе

II паў- годдзе

I паў- годдзе

II паў- годдзе

Праверка навыку чытання

1

 

1

1

1

1

1

1

Праверка сфармірава-насці чытацкіх уменняў

1

1

                                       

 

 

 

 

Вучэбны прадмет ”Матэматыка“

Від работы

І клас

ІІ клас

ІІІ клас

ІV клас

I паў- годдзе

II паў- годдзе

I паў- годдзе

II паў- годдзе

I паў- годдзе

II паў- годдзе

I паў- годдзе

II паў- годдзе

Кантрольная работа

-

1

2

2

2

2

2

2

Праверка навыкаў вуснага лічэння

-

1

1

1

1

1

1

1

                   

 

 

Колькасць кантрольных работ на II і III ступенях агульнай сярэдняй адукацыі

 

Віды работ

Колькасць кантрольных работ у навучальны год па класах

V

VІІ

VІІІ

ІХ

Х

(базавы/

павыш.)

ХІ

(базавы/

павыш.)

Вучэбны прадмет ”Беларуская мова“  

Дыктанты

2

2

2

2

2

2/2

2/2

Пераказы

2

2

2

 2*

 2*

2/2

2/2

Тэставая работа

1

1

1/2

1/2

Сачыненні

 

 

 

 

 

0/1

0/1

Вучэбны прадмет ”Беларуская лiтаратура“

Класныя сачыненнi

1

2/4

2/4

Вучэбны прадмет ”Русский язык“

Дыктанты

2

2

2

2

2

2/2

2/2

Пераказы

2

2

2

 2*

2*

2/2

2/2

Тэставая работа

1

1

1/2

1/2

Сачыненні

 

 

 

 

 

0/1

0/1

Вучэбны прадмет ”Русская литература“

Класныя сачыненнi

1

2/4

2/4

 

Іншыя вучэбныя прадметы

Вучэбныя прадметы

Колькасць кантрольных работ у навучальны год па класах

V

VІІ

VІІІ

ІХ

Х

(базавы/

павыш.)

ХІ

(базавы/

павыш.)

Матэматыка

6

6

8

8

8

6/8

6/8

Фізіка

4

4

4

4

4

Хімія

2

4

4

4/6

4/6

Біялогія

1

2

2

2

2

2

Інфарматыка

1

1

1

1

1

1

Астраномія

2

 

* У VІІІ і IX класах выконваецца кантрольны пераказ з дадатковымі заданнямі.

 

 

Аб’ём тэкстаў кантрольных работ (дыктант, пераказ), аб’ём слоўнікавага дыктанта, кантрольнага сачынення на II і III ступенях агульнай сярэдняй адукацыі

 

Клас

Аб’ём тэкстаў кантрольнага дыктанта*

Аб’ём слоўнікавага дыктанта

V

85–90 слоў

12–15 слоў

90–100 слоў

15–20 слоў

VІІ

100–110 слоў

20–25 слоў

VІІІ

110–125 слоў

25–30 слоў

ІХ

125–145 слоў

30–35 слоў

Х

145–170 слоў

35–40 слоў

ХІ

170–200 слоў

40–45 слоў

 

 

 

Клас

Аб’ём тэкстаў для пераказаў

Аб’ём сачыненняў

V

80–100 слоў

0,5–1 старонка

100–120 слоў

1–1,5 старонкі

VІІ

120–180 слоў

1–1,5 старонкі

VІІІ

180–240 слоў

1,5–2 старонкі

ІХ

240–340 слоў

2–3 старонкі

Х

340–450 слоў

3–4 старонкі

ХІ

450–600 слоў

да 5 старонак

 

* Пры наяўнасці дадатковых заданняў (не больш за 5) колькасць слоў у тэксце можа быць скарочана на 10 –20 слоў

 

Колькасць арфаграм і пунктаграм у тэкстах кантрольных дыктантаў па вучэбных прадметах ”Беларуская мова“, ”Русский язык“, ”Мова нацыянальнай меншасці“ на II і III ступенях агульнай сярэдняй адукацыі

 

Клас

Колькасць арфаграм у тэкстах кантрольных дыктантаў

Колькасць пунктаграм у тэкстах кантрольных дыктантаў

V

10

2–3

12

2–3

VІІ

16

3–4

VІІІ

20

4–5

ІХ

24

5–10

Х

26

10–15

ХІ

28

15–20

 

Согласно методическим рекомендациям по формированию культуры устной и письменной речи в учреждениях образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, утверждённым 6 июня 2016 г. (с изменениями от 24.07.2018 г.) заместителем министра образования Республики Беларусь Р.С.Сидоренко

 

 

Согласно Специфическим санитарно-эпидемиологическим требованиям к содержанию и эксплуатации учреждений образования, утверждённым постановлением Совета Министров Республики Беларусь 07.08.2019 № 525, контрольные работы и экзамены в учреждениях должны проводиться в соответствии с графиком, утвержденным руководителем учреждения не более чем по одному учебному предмету в день в одном классе (учебной группе). Проведение контрольных работ в пятницу и на последних часах учебных занятий запрещается в учреждениях общего среднего образования.

 

Самостоятельные, практические и лабораторные письменные работы проводятся в соответствии с календарно-тематическим планированием по учебному предмету.

свернуть

Права и обязанности родителей

О новых нормах по бесплатному питанию

 

Денежные нормы по возрастным категориям и приемам пищи. Постановление Совета Министров Республики Беларусь №29 от 17 января 2022г. Об изменении пост. СовМина РБ от 27.04.2013 №317 (изменения от 11.07.2022 №458)

Кол-во приемов пищи 6-10 лет 11-18 лет

Одноразовое питание

(3-6 часов)

1,69р. 1,96р.

Двухразовое питание

(6-8 часов)

2,82р. 3,26р.

 

свернуть

Сроки выдачи медицинской справки учащимся

Согласно порядку организации проведения медицинских осмотров детского населения медицинская справка обучающимся в учреждениях дошкольного и общего среднего образования выдается ОДИН РАЗ в ГОД по достижении ребенком паспортного возраста (в месяц рождения), что позволит обеспечить плановое проведение мед. осмотров и обследование детей с последующей качественной оценкой их состояния здоровья, а так же упорядочить процесс выдачи мед. справки и избежать больших очередей в учреждениях здравоохранения в начале учебного года.

 

свернуть