Родительский университет

График родительского университета по классам

План работы родительского университета

ПОЛОЖЕНИЕ о родительском университете

 

Рекомендации родитеям по профориентации

Профориентация — важный процесс для выпускников, который требует осознанного подхода не только от самих учеников, но и от их родителей. Вот несколько рекомендаций для родителей, как помочь ребенку с выбором профессии:

  1. Позвольте ребенку самому принимать решения

Родители часто хотят, чтобы ребенок пошел по их стопам или выбрал "популярную" профессию. Важно помнить, что это будущее вашего ребенка. Дайте ему свободу выбора, помогая анализировать информацию и взвешивать все за и против.

  1. Изучите интересы и способности ребенка

Понаблюдайте, чем увлекается ваш ребенок, что у него хорошо получается. Может быть, у него есть склонности к наукам, гуманитарным дисциплинам, искусству или технике. Проведение тестов на профориентацию может помочь определить его сильные стороны и интересы.

  1. Организуйте встречи с профессионалами

Важно, чтобы ребенок мог пообщаться с людьми, работающими в разных сферах. Это даст ему более реальное представление о конкретной профессии. Попробуйте найти возможность для стажировок или экскурсий в компании, где можно познакомиться с рабочей средой.

  1. Поддерживайте участие в различных активностях

Поощряйте ребенка участвовать в школьных мероприятиях, олимпиадах, конкурсах или волонтерских программах. Это поможет ему расширить кругозор и попробовать свои силы в разных направлениях.

  1. Не делайте акцент только на престижности профессии

Некоторым родителям важно, чтобы профессия ребенка была престижной и приносила высокий доход. Но гораздо важнее, чтобы работа приносила удовлетворение и соответствовала интересам и талантам ребенка.

  1. Помогите изучить рынок труда

Разберитесь вместе с ребенком, какие профессии востребованы в настоящее время и какие перспективы у выбранной сферы в будущем. Но не стоит полностью полагаться на тренды: в будущем рынок может измениться.

  1. Обратите внимание на здоровье и личные качества

Учитывайте здоровье и физические возможности ребенка при выборе профессии. Например, работа, требующая большого физического напряжения, может не подойти для некоторых.

  1. Помогите планировать обучение

Вместе с ребенком изучите требования к поступлению в учебные заведения. Подумайте о необходимости подготовки к экзаменам, курсам, олимпиадам, которые могут помочь при поступлении.

  1. Создайте поддерживающую среду

Поддержка и понимание со стороны родителей играют ключевую роль. Даже если выбор ребенка вам не до конца понятен, важно сохранять открытый диалог, где ребенок чувствует себя услышанным и может рассчитывать на вашу помощь.

  1. Примеряйте профессии вместе

Обсуждайте плюсы и минусы разных профессий, рассматривайте разные варианты. Можно воспользоваться профориентационными тестами или посетить "дни открытых дверей" в различных вузах и колледжах.

Заключение:

Главная задача родителей в процессе профориентации — не навязать свою точку зрения, а помочь ребенку осознанно подойти к выбору профессии, исходя из его интересов, возможностей и перспектив.

Заседание родительского университета

30 ноября прошло заседание «Родительского университета» для законных представителей 10 «А» и 10 «Б» классов «Первая любовь в жизни вашего ребенка».

photo_5363805990086108242_y photo_5363805990086108243_y photo_5363805990086108246_y

свернуть

«Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении?»

    «Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении?»

    Советы родителям: как помочь подростку в выборе профессии

Выбор профессии – это оптимальное

(лучшее в данных условиях) решение задачи,

причём задачи со многими неизвестными,

а иногда - приближёнными, неверными данными.

Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности. Выбор профессии - важный и ответственный шаг в жизни каждого молодого человека, так как часто определяет в дальнейшем весь жизненный путь человека. Поэтому очень важно предостеречь в этот момент от возможных ошибок, оказать помощь в выборе дела по душе.

В результате неправильного выбора профессии подросток не может найти свое место в жизни, не может высоко подняться по карьерной лестнице, что ведет к нервным срывам и психическим расстройствам, а общество теряет талантливых журналистов, врачей, инженеров, ученых, поваров, портных…

Профессиональное становление и самоопределение подростка – это процесс многоаспектный. В нем должны соединиться и ужиться три базовых фактора: Я-хочу, Я-могу, Я-надо.

  • «Хочу» - это желания, интересы, склонности личности.
  • «Могу» - это человеческие возможности (физиологические и психологические, образовательные ресурсы личности).
  • «Надо» - это потребности рынка труда, обязанности человека перед обществом, людьми, семьёй и т. д.

 

« Я-хочу» должно быть адекватно «Я-могу» и учитывать требования социальной среды «Я-надо».

Профильная и профессиональная ориентация подростка включает в себя:

  • ориентацию в мире профессий (какие профессии существуют? И чем занимается человек определенной профессии?);
  • осознание того, что интересно ему и что он можешь делать;
  • ориентацию на рынке труда, т.е. в том, какие профессии нужны сегодня региону и стране в целом;
  • ориентацию на рынке образовательных услуг, т.е. то есть, где можно получить интересующую ребенка профессию.

 

Отмечается, что значительная часть подростков испытывает страх перед необходимостью принятия решения. За долгие годы учебы в школе детям предлагались в основном готовые решения, все было известно наперед и определено расписаниями и учебными планами. И вдруг предлагают определиться в таком архиважном вопросе.

Кто-то считает, что главное при выборе профессии – это совет родителей? А кто-то считает, что главное – личный интерес вашего ребенка? Чтобы правильно выбрать будущее дело по душе и по плечу, нужно сознательно и самостоятельно встать на позицию равного уважения к разным видам труда. Это совсем не просто. Даже многие взрослые работающие люди могут иметь предвзятое, пристрастное и несправедливое мнение о «других» видах деятельности. А дела людей могут быть подчас неожиданно разнообразны: есть люди, которые лучшее время жизни отдают изучению клюквы и озабочены сохранением болот, другие видят смысл своего труда как раз в том, чтобы осушать, уничтожать болота. Нет «интересных» и «неинтересных» профессий.

Главное для родителей - отдавать себе отчет в том, что они лишь помогают ребенку определиться, а вовсе не определяются вместо него.

Информацию о профессиональных планах ребенка можно получить только в ходе откровенной беседы с ним, ни в коем случае не на бегу. Лучше всего завести разговор как бы «к слову». При этом старайтесь проявлять терпение, такт и искреннюю заинтересованность. Если старшеклассник не может четко сформулировать свои планы, надо попытаться понять, с чем это связанно. Важно учитывать степень влияния сверстников на решение сына или дочери и насколько такое влияние оказывается положительным. Если Вас огорчает профессиональный выбор ребенка, не отговаривайте его и не запрещайте ему что-то категорично. Постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор.

Сознательный выбор профессии (специальности) основывается на:

  • знаниях о мире профессий;
  • знаниях о выбираемой конкретной профессии;
  • изучении своих интересов;
  • изучении своих способностей;
  • знании своих сильных и слабых качеств;
  • состоянии своего здоровья;
  • учёте материальных условий семьи;
  • учёте ситуации на рынке труда.

 

Необходимо:

  • Решить какой путь избрать после 11 класса: продолжать образование в профессиональных учреждениях (техникум, профессионально-техническое училище и т.д.). В этой части выбора больше всего действует фактор «надо». В сегодняшних социально-экономических условиях первостепенное значение имеют:
  • социальный заказ, положение на рынке труда;
  • уровень материального обеспечения семьи;
  • возможности получения помощи в обучении;
  • условия оплаты труда в данной сфере;
  • местная инфраструктура профессионального образования (местная конъюнктура учебных заведений).
  • Выбрать ту профессию и специальность, которую хочет ребенок («Я-хочу»). Следует ознакомиться с выбранной специальностью, изучить требования, которые она предъявляет к человеку.
  • Учесть возможности ребенка ( «Я-могу»):
  • интересы, склонности;
  • успехи в учёбе и потенциальные способности;
  • свои сильные и слабые стороны;
  • состояние здоровья.

 

При выборе будущей профессии нужно:

  • Учесть какие профессии и специальности нужны в регионе, где вы живете.
  • Учесть особенности ребенка (интересы, склонности, способности, темперамент, черты характера, ощущение, восприятие, представление, память, внимание, мышление, здоровье, самооценка), помочь избрать наиболее привлекательную и подходящую профессию.
  • Подробно изучить эту профессию, выяснить содержание и условия труда, а также требования профессии к человеку, изучить
  • возможности приобретения профессии и перспективы профессионального роста. Дать возможность практически попробовать ребенку свои силы в этой профессии.
  • Сравнить полученные знания о профессии с профессиональными возможностями ребенка, при необходимости посоветоваться с другими (родителями, учителями, врачами, профконсультантами). При соответствии профессиональных возможностей ребенка требованиям предпочитаемой профессии помочь ребенку в профессиональном самоопределении. При отсутствии такого соответствия изучить запасной профессиональный вариант.
  • Выбрав будущую профессию, одобрять настойчивость в реализации профессионального намерения и овладении профессией в совершенстве.

 

Ошибки при выборе профессии:

  • увлечение внешней или частной стороной профессии;
  • незнание мира профессий, выбор «за компанию»;
  • неумение разбираться в своих способностях

 

Рекомендации родителям в помощи выбора профессии подростком:

Каждый сам выбирает свою профессию; советы нужно слушать, а решать и поступать по-своему. Осознайте ценность выбора вашего ребенка (для себя и для общества), помогите ему:

  • Изучить профессию и всё, что с ней связано.

 

Составьте вместе таблицу профессиональных предпочтений:

- Выбирая профессию, человек выбирает не только способ добывания денег, но и социальную среду, образ жизни. Предложите ребенку подумать над тем, каким требованиям, по его мнению, должна отвечать его будущая работа.

- Составьте максимально подробный список таких требований (уровень заработной платы, характер и условия труда, престижность, занятость, реальное трудоустройство и т. д.).

- Впишите эти пункты в столбцы, а в строки - названия профессий, кажущихся ребенку наиболее привлекательными.

- Заполняя таблицу, сопоставляйте требование и профессию: если они совпадают, ставьте в этой клетке плюс, если нет - минус.

- Проанализируйте, какая профессия набрала плюсов больше всего. Возможно, около этой специальности ребенку и стоит искать свое призвание. Разумеется, такой способ не самый точный. Но его преимущество в том, что он предлагает школьнику самостоятельно поразмышлять (и может быть, впервые!) над личной системой ценностей, над тем, каким он видит свое будущее.

  • Сориентироваться в конкретной социально-экономической ситуации (потребность, престижность, зарплата и др.). Принцип «Больше информации»: Активно (вместе с ребенком!) собирайте информацию о рынке труда, о новых и перспективных специальностях . В этом могут помочь ежегодно выпускаемые справочники, профессиональные журналы, а также интернет-сайты. Иногда в подобных изданиях ребенок находит профессию, о существовании которой он не догадывался (и даже не догадывались его родители!).
  • Понять, когда ребенок говорит «я хочу быть…», что он может и что надо в данных обстоятельствах. Расширяйте знания о профессиональном мире. Чтобы выбирать, нужно знать, из чего выбирать. Между тем, очевидно, что жизненный опыт подростка ограничен, его представления о трудовой деятельности отрывочны, а подчас и нереалистичны. Например, многие старшеклассники утверждают, что собираются стать менеджерами, но на вопрос о том, что это за работа, внятно ответить не могут. Другие смешивают понятия «профессия» и «должность», например, заявляют: «Хочу быть начальником!». Кто-то говорит, что любит играть в компьютерные игры, получать информацию из Интернета, поэтому хочет стать программистом. А ведь программист - отнюдь не просто пользователь компьютера. Задача родителя - выступить экспертом, поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, какие ограничения она накладывает. Можно привлечь друзей и знакомых. Например, если ваше чадо подумывает, не стать ли ему юристом - и среди ваших знакомых как раз таковые имеются, - стоит попросить их пообщаться с вашим ребенком, даже сводить его к ним на работу. Опыт подобного общения может заставить подростка задуматься о том, насколько его представления о выбранной специальности соответствуют действительности
  • Выделить дальнюю профессиональную цель (мечту), соотнести её с другими жизненными целями (личностными, семейными, досуговыми).
  • Построить для себя систему ближних и средних перспектив как этапов движения к дальней цели. Если старшеклассник только мечтает, а ничего не делает, надо помочь ему составить конкретный план, обсудив, сколько времени у него есть и что необходимо успеть.
  • Учесть при выборе не только профессию, но и связанный с ней образ жизни и подходящий вид деятельности.

- Принцип « От слов - к делу!» Не стоит ограничиваться только рассказами и разговорами. Все мы знаем, что подростки довольно скептически относятся к мнению взрослых, особенно родителей. Гораздо важнее непосредственный опыт. Если ребенка заинтересовала какая-то профессия, предложите ему «прорепетировать» ее в профильном кружке, секции, классе. Задача в приобретении начального профессионального опыта, в оценке специальности «изнутри».

- Полезно предложить ребенку поработать на осенних или зимних каникулах, выбрав какое-то конкретное занятие.

- В техникум - на экскурсию. Неплохо сводить ребенка на «день открытых дверей» в техникум - и желательно не в один. Не придавайте таким походам чрезмерное значение - ведь совсем не обязательно, что именно здесь ваш отрок захочет провести свои студенческие годы. Идите в техникум просто как в музей - посмотреть, пообщаться, прочувствовать «мое - не мое».

- Чтобы выбрать профессию, необходимо не только разбираться в мире существующих профессий, но прежде всего познать себя - свои личностные качества, способности, стремления. Карьерных высот человек скорее добьется в том деле, которое, с одной стороны, ему интересно, а с другой - соответствует его способностям. Например, дизайнеру важно иметь зрительную логику и образное мышление, журналисту - умение замечать детали и связно излагать мысли, инструктору по фитнесу - физическую подготовку и организаторские способности и т. д.

 Не бояться поиска, риска, смело исправлять ошибки, возвращаться с неправильно избранного пути и найти в случае необходимости резервный вариант на случай неудачи по основному направлению. Помогите своему ребенку подготовить «запасной вариант» на случай неудачи на выбранном пути. Обсуждайте альтернативы! Говоря с ребенком о будущей профессии, не зацикливайтесь на одном варианте. Как правило, сам подросток о запасном аэродроме не задумывается, поэтому для родителей важно поставить перед ним вопрос: что он будет делать, если ему не удастся реализовать намеченное? Наличие альтернативы позволяет снизить у ребенка напряжение и тревогу. Можно спросить прямо: «А чем ты собираешься заниматься, если у тебя не получится стать экономистом?» А можно обсуждать эту проблему применительно к третьим лицам: «Представляешь, Андрей всю жизнь мечтал стать футболистом, готовился к спортивной карьере, но получил травму, и ему пришлось уйти. Теперь он думает, кем быть».

  • Осознать трудности (внешние и внутренние) на пути к намеченным целям.
  • Наметить (спланировать) пути и средства преодоления трудностей.

 

Таким образом, выбор профессии – это важный шаг в жизни подростка, в то же время сложный, но интересный процесс, включающий в себя разные аспекты, которые необходимо учесть. Необходимо помнить о том, что выбор профессии часто вызывает серьезные сомнения и трудности у подростков, т.к. в 16-17 лет они психологически еще не готовы сделать выбор самостоятельно. Потому нуждаются в помощи взрослых. При этом следует понимать, что если подростку кажется, что профессию он выбрал не сам, то и воспринимать дальнейшую учебу и освоение профессии он будет как скучную и тягостную обязанность. Поэтому важно: не сняв полностью ответственность за совершаемый выбор с ребенка сделать так, чтобы у него сложилось ощущение, что это он так решил.

 

Памятка для родителей

 

Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении?

Выбор профессии – задача не из легких даже для взрослых людей,

обладающих определенной личностной зрелостью. Еще более она сложна для старшеклассников, поэтому помощь родителей в ее решении просто неоценима. Ведь именно родители лучше чувствуют и знают своего ребенка, наблюдают его характер, привычки и интересы в течение многих лет, да и просто готовы прийти на помощь первыми.

1 этап

Принятие решения о выборе профессии

Важнейшая задача этого этапа – помочь ребенку разобраться в своих

профессиональных интересах и склонностях, сильных и слабых сторонах

своей личности. На этом этапе подросток особенно нуждается в поддержке и одобрении со стороны родителей, это помогает ему обрести уверенность в себе.

Оказывая помощь подростку в выборе профессии, нужно помочь ему

избежать типичных ошибок. Знание их оградит молодого человека от

лишних или неверных шагов, сэкономит время и поможет получить наиболее подходящую для него профессию.

Типичные ошибки при выборе профессии:

Выбор профессии «за компанию»

Выбор престижной профессии

Отождествление учебного предмета с профессией

Несоответствие здоровья и условий труда в избранной профессии

Устаревшие представления о характере труда и возможностях профессии

Неумение разобраться в себе, своих склонностях, способностях и мотивах

Выбор профессии под давлением родителей

Уважаемые родители!

Для принятия реалистичного решения о выборе профессии необходимо

проанализировать следующие факторы:

Первый фактор – «Хочу»: Помочь подростку оценить его интересы и

склонности, выяснить, какие профессии ему нравятся, представляет ли он, чем хотел бы заниматься каждый день.

Второй фактор – «Могу»: Познакомить ребенка с требованиями, которые может предъявить выбранная им профессия. Помочь ему выявить способности и умения, знания и навыки, полученные в школе, рассказать, как можно применить их к выбираемой профессии.

Третий фактор – «Надо»: Узнайте, будет ли востребована выбираемая

профессия на рынке труда и где можно получить профессиональное

образование по избранной специальности.

2 этап

Выбор учебного заведения

Итак, после серьезных раздумий и совместных обсуждений профессия

выбрана. Следующий шаг – знакомство со структурой учебных заведений города, уровнем получаемого в них образования, вступительными экзаменами. В этом вам могут помочь информационные справочники для абитуриентов, встречи с представителями учебных заведений на профориентационных мини-ярмарках, проводимых Центрами занятости населения, Дни открытых дверей, ежегодно организуемые учебными заведениями.

3 этап

Поступление в учебное заведение

Когда вся необходимая информация собрана, шансы оценены, окончательное решение принято, начинается один из самых ответственных моментов – экзаменационная пора. Чем родители могут быть полезны своему ребенку в этот важный период?

Во-первых, абсолютной верой в его силы, возможности и способности.

Вместо того, чтобы акцентировать внимание на сложностях и повышенной ответственности экзаменов, необходимо сосредоточиться на позитивных моментах подготовки: возможности систематизировать знания, сделать понятными неясные вопросы и т.п.

Во-вторых, в некоторых случаях полезно просто не мешать и не

пытаться активно руководить процессом подготовки. Вовремя

подготовленный ужин или совместная прогулка могут оказаться полезнее нравоучений. Поверьте, ваш ребенок осознает значимость ситуации ничуть не меньше, чем вы, так как он ответственен за ее исход.

В-третьих, если поступление в этом году не состоялось, не спешите

обрушивать на голову ребенка поток своих сожалений и обвинений. Нужно совместно разобраться, в чем причина неудачи, где в подготовке было «слабое звено». Возможно, следует скорректировать планы?

Важно, чтобы ребенок был уверен в том, что неудача не умаляет его

человеческого достоинства, а процесс подготовки можно совершенствовать и добиваться положительного результата.

В этом поиске родители – самые надежные и верные помощники!

свернуть

Жизненные цели подростков

Жизненные цели подростков

 

Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение. Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей.

 

Для того, чтобы ребёнок не ошибся в своём выборе, нужно ему помочь разобраться в формировании его жизненных и учебных целей.

Все цели жизни человека подразделяются на 3 группы:

Первая жизненная цель — создание своей личности.

Вторая жизненная цель — создание отношений с другими людьми.

Третья жизненная цель — создание отношений с окружающей средой.

Семья и школа способны повлиять на формирование целей ребёнка, но в сравнении со школой влияние семьи намного больше. Семья обладает уникальными возможностями по передаче целей и общественных ценностей, средств, которыми достигаются поставленные цели.

Если у ребёнка нет цели, то и нет движения вперёд. Поэтому всё, что делается бесцельно (игра в компьютерные игры, долгие прогулки, болтание по телефону в течение нескольких часов, ленивое времяпровождение у телевизора) не даёт ребёнку никакого морального, умственного развития, разлагает личность, способствует развитию вредных привычек, одним словом, тормозит весь процесс формирования взрослого ответственного за свои поступки человека.

Любое действие должно быть задано целью. Вначале взрослые должны совместно с детьми ставить посильные цели, учить распределять своё время и силы. Если эта работа ведётся систематически изо дня в день, то к старшим классам школы ребёнок будет способен сам планировать свою жизнь. Это касается целей ближайшего развития: дня, недели, месяца.

Но ведь существуют и долгосрочные цели, поставленные на период от года до нескольких лет. Например, цель поступить в университет является долгосрочной, но для того, чтобы она реализовалась, от человека требуется умение ставить и выполнять ежедневные цели: выполнять домашние задания, заниматься по предметам дополнительно, пополнять свой словарный запас, расширять кругозор, заниматься исследовательской работой и т.д.

Любое важное дело начинается с постановки цели. Грамотно поставленная цель – половина успеха. Грамотно – значит, с учетом своих желаний, предпочтений, а главное – реальных возможностей. Важно установить этапы (шаги, ступени) достижения цели, сроки для каждого этапа, определить те моменты, где подростки могут рассчитывать только на себя, и те, где им могут понадобиться помощь и поддержка со стороны других людей в т.ч. родителей.

Алгоритм постановки целей и планирование их достижения в профессиональном самоопределении носит название личный профессиональный план. Он имеет три составные части, которые иногда еще называют тремя «китами» выбора профессии. Называются они «ХОЧУ», «МОГУ» и «НАДО».

«ХОЧУ» – это наши интересы и склонности, профессиональные и карьерные предпочтения. С одной стороны, это те профессиональные области, сферы производства, конкретные профессии, занятия, которые нам интересны. С другой – это наши жизненные и профессиональные ценности, то, что мы хотим получать от своей деятельности. Для кого-то из нас главное, чтобы результаты труда были полезны окружающим, кому-то важен заработок, кому-то – возможность постоянного карьерного роста.

Жизненная цель для ребенка-подростка важна, как никому другому. Цель в жизни ребенка в «переходном возрасте» поможет, если не решить полностью, то хотя бы свести к минимуму конфликтные ситуации между ним и родителями.

Жизненная цель заключается в том, что подросток четко знает, чего хочет, что для него представляет наибольший интерес и старается приложить все усилия для ее достижения. А помогать ребенку ставить перед собой какие-то определенные цели в жизни и стараться добиваться их нужно еще в детстве. Но если вы уже пропустили этот период, то отчаиваться не нужно, ведь начать никогда не поздно.

При установлении жизненной цели для ребенка роль родителей очень существенна, и им придется пожертвовать значительной частью своего свободного времени. При установлении целевой установки для подростка нельзя полагаться на то, что он уже взрослый и сам сможет решить свои проблемы.

К примеру, если подросток хочет заняться каким-либо видом спорта, нужно не только помочь ему с выбором и поступлением в спортивную секцию, но и искренне радоваться вместе с ним в достижении успеха или же поддерживать в случае неудачи. Если увлечением вашего ребенка стал компьютер, нужно помочь ему разобраться в том, чего он хочет добиться в этой сфере. Это касается всего, что бы не заинтересовало вашего ребенка. Ваша поддержка должна быть существенной и не стоит жалеть свое драгоценное время на это.

В «переходном возрасте» у подростка существует только два основных направления: на разрушение или же на созидание. Оба эти направления одинаково сильны. И именно от внимательности и чуткости родителей зависит то направление, которое выберет их ребенок, и которое будет руководить его дальнейшей жизнью. Этот выбор станет основой для формирования характера подростка и его будущего мировоззрения.

Среди причин, которые толкают подростков на правонарушения, можно назвать:

- СОЦИАЛЬНЫЕ (Жилищная проблема, Безработица, Низкий материальный достаток)

- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ (Моральная распущенность, Духовная нищета, Неуважение к закону, Чувство безнаказанности)

Нужно опасаться проявления в ребёнке пренебрежительного отношения к учёбе, знаниям, Стремлению к примитивному времяпрепровождению, преобладанию материальных потребностей, то есть «вещизма». 

Успешность обучения более емкое понятие, которое складывается из внешней оценки учителями, родителями результатов учебной деятельности ребенка, эффективности используемых педагогами способов достижения учебных целей и, что немало важно, удовлетворенности учащихся учебным процессом и результатами учения. Таким образом, успешным будет тот ученик, который в процессе обучения сумел преодолеть свой страх, затруднения, растерянность, неорганизованность. Такой школьник испытывает удовлетворенность собой и своей деятельностью. И, наоборот, несчастный, тревожный, замученный нормативными требованиями и ожиданиями окружающих отличник, на наш взгляд, не может быть отнесен к успешным, поскольку учеба не приносит ему радости, удовлетворения, всего того, что входит в понятие успешность.

Поэтому очень важно оценивать успешность обучения с точки зрения психологических критериев, к которым следует отнести: 

  • Положительную динамику развития.
  • Положительную мотивацию к обучению, положительное отношение к школе, сохранение познавательного интереса – ученика, который не любит школу и не хочет учиться, нельзя назвать успешным.
  • Социальную адаптированность – ему хорошо в школе, среди сверстников и учителей.
  • Позитивные отношения между учеником и учителем - ни о какой успешности не может идти речи, если учитель не понимает и не принимает ученика, а ученик не любит и боится своего учителя.
  • Позитивные отношения с одноклассниками Хорошее физическое и психическое здоровье.
  • Адекватно-позитивная самооценку – ребенок сам должен чувствовать себя успешным.
  • Чувство благополучия в семье – тревожный, задерганный отличник не может быть назван успешным учеником.

Успешность ученика – это не только объективный показатель высоких результатов познавательной деятельности, не только положительная оценка учителя, но и позитивная самооценка и самоощущение самого ребенка. Исходя из этого основным критерием успешности обучения будет являться умение учащегося с наименьшими энергетическими затратами достигать наибольших результатов. Это связано с проявлением многих способностей, например, таких как: все делать вовремя, чувствовать ситуацию, применять рациональные средства для достижения поставленной цели, притягивать к себе людей, испытывать чувство радости, удовлетворения, уверенности в собственных силах, не унывать, не пасовать перед трудностями, бережно относиться к своему здоровью и т.д.

 

Памятка для родителей

Ваш ребёнок взрослеет, вместе с его физическим взрослением наступает умственное взросление, формируется интеллектуальный потенциал и социальный интеллект. От того, насколько семья воспринимает подростки как мыслящую личность, зависит степень его социального взросления.

  1. Беседуйте со своим сыном или дочерью, говорите с ними о ближайших жизненных планах и будущих целях жизни.
  2. Рассказывайте о своих планах, о своих победах и неудачах в их реализации.
  3. Поддерживайте здоровое честолюбие своего ребёнка.
  4. Не иронизируйте по поводу несбыточных планов, стимулируйте в нём желание доказать себе и другим возможность достичь поставленной цели.
  5. Формируйте нравственно здоровую личность, неспособную на подлость ради реализации жизненных планов.
  6. Создайте ситуацию успеха, поддерживайте жизненные силы и веру в успех.
  7. Говорите правду ребёнку, какой бы горькой она ни была, учите экономить силы для достижения цели.
  8. Будьте сами примером ребёнку, самое печальное, если подросток разочаруется в ваших жизненных силах.

 

свернуть

Заседание родительского университета

19 октября состоялось заседание Родительского университета законных представителей 8 «А» класса "Жизненные цели подростков".
photo_5240040528857390689_y photo_5240040528857390690_y
свернуть

Заседание Родительского университета

21 сентября законные представители несовершеннолетних 4 класса приняли участие в заседании Родительского университета «Ребенок и компьютер».

photo_5443111882601913900_y photo_5443111882601913901_y photo_5443111882601913902_y

 

Законные представители несовершеннолетних 3 класса приняли участие в заседании Родительского университета «Ребенок и компьютер».

photo_5443111882601913906_y photo_5443111882601913907_y

 

Законные представители несовершеннолетних 9 «А» класса приняли участие в заседании Родительского университета «Портрет современного подростка».

photo_5443111882601913909_y photo_5443111882601913910_y photo_5443111882601913911_y

свернуть

Заседание родительского университета

Состоялось заседание «Родительского университета» для законных представителей 8 классов «Осторожно суицид. Суицид среди несовершеннолетних».

 

свернуть

Заседание родительского университета

 

Состоялось заседание родительского университета законных представителей учащихся 11 класса «Определение профессиональных склонностей и способностей старшеклассников. Факторы риска для здоровья современной молодежи».

1 2

Дополнительные материалы

 

Состоялось заседание родительского университета для законных представителей 5 класса «Детский коллектив и его значение в развитии личности ребенка».

1 

Дополнительные материалы

 

Состоялось заседание родительского университета для законных представителей учащихся 9-10-х классов «Портрет современного подростка».

1 2

 

Состоялось заседание родительского университета для законных представителей учащихся 2 класса «Ваш ребенок не хочет учиться?»

7 5

 

Состоялось заседание родительского университета для законных представителей учащихся 4 класса «Возрастные психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста».

4 6

 

Состоялось заседание Родительского университета для законных представителей 7 класса "Психологические и физиологические особенности семиклассников".

1 2

Дополнительные материалы

свернуть

Заседание родительского университета

 

22.04.2023 Состоялось заседание «Родительского университета» для законных представителей учащихся 8-х классов «Профилактика употребления алкоголя и наркотических средств несовершеннолетними».

1 2

свернуть

Заседание родительского университета

 

11.03.2023 Состоялось заседание «Родительского университета» с участием законных представителей 9-х классов» «Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять?».

1 2 3

6 5

 

Презентация: Здоровый образ жизни.

свернуть

Заседание родительского университета

 

Состоялось заседание родительского университета "Профилактика правонарушений подростков для законных представителей" учащихся 7-х классов.
1 4
2 3
 
Презентация
свернуть

Заседание родительского университета

 

15 октября 2022 года прошло заседание родительского университета "Повышение уровня компетентности родителей в сфере формирования здорового образа жизни учащихся и профилактики вредных привычек".

1 2

3 4

свернуть

Заседание родительского университета

 

9 апреля 2022 года состоялось заседание родительского университета «Мой ребёнок – младший школьник.  Положительные эмоции в жизни школьника. Как родители могут помочь ребёнку учиться».

2hQQVYSA0tk PDiDW1wHs8g Qtw0n4suhFM

Как родители могут помочь учиться

Роль книги в жизни школьника

Значение школьной отметки в жизни ребенка

свернуть

«Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе»

 

Обсуждаемые вопросы

Мнения участников

Что такое уверенность в себе

УВЕРЕННЫЙ СТАРШЕКЛАССНИК = УСТОЙЧИВЫЙ СТАРШЕКЛАССНИК.

   В жизни уверенность в себе очень пригодится, ведь на пути ребенка, несомненно, будут такие жизненные ситуации и обстоятельства, когда он должен будет быть сильным, целеустремленным и твердо убежденным, что справиться со всеми трудностями.

   Роль родителей наиболее важна в развитии у подростка уверенности в себе. Ваша поддержка способна в долгосрочной перспективе помочь подростку сформировать собственную личность.

    Уверенность в себе является самым важным ключом к достижению успеха в жизни.

   Уверенность в себе — это то, что чувствует человек, воспринимая самого себя, это его положительная оценка своих способностей и возможностей.

Влияние уверенности в себе на жизнь человека и его поступки

   Уверенность в себе влияет на то, как человек действует публично, на людях.

   Также она четко отражает поступки и поведение человека.

   Здоровое чувство уверенности в себе играет важную роль в формировании личности.

   Положительное развитие чувства уверенности в себе напрямую влияет на степень счастья человека.

Признаки неуверенного в себе человека

   Агрессия, раздражительность, тревожность, замкнутость, стеснительность, робость, конфликтность.

Самооценка человека, её виды

   Уверенность в себе напрямую связана с самооценкой и с самоощущением себя. САМООЦЕНКА.

   Адекватная: обеспечивает благоприятное эмоциональное состояние, стимулирует деятельность, вселяет в человека уверенность в достижении поставленных целей.

   Неадекватная: (заниженная) формирует робость, неверие в свои силы, замкнутость, стеснительность.

   Завышенная: формирует самоуверенность, высокомерие, некритичность.

Влияние застенчивости и неуверенности в себе на учебные успехи старшеклассников

Анкета для детей — Мне бывает стыдно, когда я... - Мне бывает страшно, когда... - Я волнуюсь, когда... - Я не уверен, когда... - Я стесняюсь, когда... - Если я не уверен в знаниях, то… - Если я не подготовил домашнее задание, то...

   Неуверенность в себе влияет     на взаимоотношения среди старшеклассников, снижает их учебные успехи.

Пути преодоления застенчивости и неуверенности старшеклассников в школе и дома

КАК ПРЕОДОЛЕТЬ ЗАСТЕНЧИВОСТЬ И НЕУВЕРЕННОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКА В ШКОЛЕ И ДОМА.

   Демонстрируйте уважение к подростку. Не забывайте, что перед вами уже не ребенок, а почти взрослый человек, и поэтому он заслуживает уважения, как и любой взрослый. Когда вы обращаетесь к подростку, всегда проявляйте уважение. Не позволяйте себе высокомерный или презрительный тон!    Часто хвалите подростка. Будьте щедры на искренние комплименты. Когда вы хвалите подростка зато, что он сделал что-то хорошее, это поднимает его уверенность в себе до небес и воодушевляет в следующий раз поступать еще лучше.    Избегайте критики. Старайтесь избегать критиковать ребенка, насколько это только возможно. Если вы не одобряете или вам не нравится что-то, во что вовлекается ваш подросток, найдите время сесть и поговорить с ним об этом. Подростки часто принимают критику как насмешку или попытку пристыдить их. Но в случае если критика неизбежна, постарайтесь внимательно следить за своим тоном.

   Поощряйте внеклассную деятельность ребенка. Подростку необходимо какое-то хобби.

Поощряйте его участие в различных видах деятельности. Подростку важно преуспевать в том, что он любит.

   Поддерживайте дружбу подростка. Вы не сможете контролировать, назначать и выбирать друзей своего ребенка. Лучше научите его уважению и принятию. Круг друзей вашего подростка также влияет на его уверенность в себе.     Расскажите ему о разнице между хорошими друзьями и плохими.

   Внешность значения не имеет. Большинство подростков попадают под давление сверстников.  Для них внешний вид очень важен. Важно объяснить ребенку, что внешность значения не имеет. Что действительно важно, так это хорошие манеры, гигиена, ясный и здоровый ум и тело.    Сосредотачивайтесь на сильных сторонах ребенка. Научите подростка фокусироваться на своих сильных качествах. Никогда не сравнивайте его со сверстниками, друзьями, родными и двоюродными братьями и сестрами. Учите подростка быть сильным. Помогите подростку выработать определенный иммунитет по отношению к поддразниванию или обзыванию сверстников или других людей.    Обращайтесь за профессиональной помощью. Если ваш подросток страдает от серьезного недостатка уверенности в себе и это начинает влиять на его академическую успеваемость и/или социальную жизнь, вам может понадобиться помощь из внешних источников.    Поддерживайте подростка. Вы, вероятно, даже не представляете, насколько простые, обыденные тесты и слова могут укрепить уверенность вашего ребенка в себе. Подросток должен понимать, что в любую минуту вы готовы прийти ему на помощь несмотря ни на что.

 

Памятка для родителей:

  1. Старайтесь говорить, со своим ребенком открыто и откровенно на самые деликатные темы.
  2. Опасайтесь получения вашим ребенком информации из чужих уст.
  3. Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваши дети.
  4. Будьте открыты для общения с ребенком, даже если вы чего-то не знаете или в чем-то сомневаетесь, не стесняйтесь сказать ему об этом.
  5. Не высказывайтесь негативно о тех переживаниях, которые были связаны с вашим взрослением. Ребенок будет их переживать с ва­шей позиции и воспринимать так, как воспринимали вы.
  6. Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь.
  7. Будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении своего ребенка.

Старайтесь защитить своего ребенка возможными средствами, если он в этом нуждается.

свернуть

Типичные ошибки родителей в воспитании уверенного в себе подростка

  • Заинтересованность и помощь. Недостаточная родительская поддержка, может привести к низкой самооценке ребенка, плохой учебе, импульсивным поступкам, слабой социальной адаптации, неустойчивому и антиобщественному поведению.
  • Неспособность родителей к сопереживанию, восприимчивости и понимания мыслей и чувств ребенка могут привести к развитию равнодушия и у ребенка.
  • Если в семье преобладают отрицательные эмоции, то наблюдается холодность, враждебность, отторжение может сформироваться замкнутость, неспособность выразить свою любовь к близким людям.
  • Не переносите на детей свои страхи.  Недоверие к детям, как правило, свидетельствует о том, что родители проецируют на них свои собственные страхи, тревоги или чувство вины. Неуверенные в себе родители (или пережившие определенные трудности в прошлом) больше других склонны бояться за своих детей.
  • Недостаточная самостоятельность. Достижение подростком самостоятельности происходит в процессе индивидуализации, когда он занимается формированием собственной индивидуальности и в тоже время устанавливает новые связи с родителями. Подросток пытается изменить отношения с родителями, стремясь при этом сохранить прежнее общение, привязанность и доверие. Чтобы проявить собственную индивидуальность, подростки ориентируются на иную, чем у родителей, систему ценностей, ставят перед собой иные цели, иные интересы и иные точки зрения.
  • Руководство со стороны родителей. Наиболее функциональными являются те семьи, где родители проявляют гибкость, приспособляемость и терпимость в своих взглядах и поведении. Родители, не проявляющие гибкости в воспитании подростков, отказываются пересматривать свои взгляды и менять точку зрения; они нетерпимы, излишне требовательны, всегда настроены критически и возлагают на детей неоправданные надежды, не соответствующие их возрасту. Это пагубно влияет на самооценку подростка, подавляет развитие его личности, что, в конце концов, приводит к стрессовым ситуациям в отношениях между родителями и детьми.
  • Личный пример родителей: способность подать хороший пример для подражания; следовать тем же принципам, которым учат детей. Так как процесс идентификации у подростков отчасти протекает в семье, те из них, кто гордится своими родителями, как правило, чувствуют себя достаточно комфортно в окружающем мире.
  • Сотрудничество со школой. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем, педагогом-психологом, завучем учебного отделения, зам. директора по воспитательной работе.

Помните: основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание.

 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ ВАШЕГО РЕБЕНКА.

    Такими советами наполнен весь Интернет, но они мало помогают, если у нас Его Величество Подросток. Большинство из нас пытается просто пережить этот возраст, надеясь, что с взрослым мы точно договоримся. Но именно в этом возрасте дети успевают допустить иногда непоправимые ошибки. И как же быть? А нужно вновь засучить рукава, забыть о том, что мы устали на работе, что у нас проблемы. Дайте возможность своему повзрослевшему, но ещё не взрослому ребёнку вырасти и превратиться в замечательного молодого человека или девушку.

Подсказки для родителей

  1. Согласитесь с беспокойством и неудовольствием. Это возраст, полный противоречий и беспокойства. Ничего ненормального нет в том, что поведение подростка изменчиво и непредсказуемо, что он мечется от крайности к крайности, любит родителей и одновременно ненавидит их и т. д.
  2. Избегайте попыток казаться слишком понимающим. Избегайте таких высказываний как «Я отлично понимаю, что ты чувствуешь». Подростки уверены, что они неповторимы, уникальны в своём роде. Их чувства – это даже для них самих что-то новое, личное. Они видят себя как сложных и таинственных существ, и они искренне огорчены, когда в глазах других их переживания выглядят простыми и наивными.
  3. Различайте согласие и разрешение, терпимость и санкционирование. Родители могут терпимо относиться к нежелательным поступкам детей (например, новая прическа).
  4. Разговаривайте и действуйте как взрослый. Не соперничайте с подростком, ведя себя, так как он, используя молодежный жаргон.
  5. Одобряйте подростка и поддерживайте его сильные стороны. Ограничьте комментарии, относящиеся к дурным сторонам характера подростка. 6. Избегайте акцентировать слабые стороны. При обнаружении другими слабых сторон характера подросток чувствует боль. А если причина этой боли – родители, то она дольше не проходит.
  6. Помогите подростку самостоятельно мыслить. Не усиливайте зависимость от вас. Говорите языком, который поможет развить независимость: «Это твой выбор», «Сам реши этот вопрос», «Ты можешь отвечать за это», «Это твоё решение». Родители должны подводить детей к самостоятельному принятию решений и учить сомневаться в правильности мнений ровесников.
  7. Правда и сочувствие рождают любовь. Иногда и правда превращается в смертельное для семейных отношений оружие, если единственная цель – это докопаться до истины.
  8. Уважайте потребность в уединении, в личной жизни. Этот принцип требует некоторой дистанции, что может показаться для некоторых родителей невозможным.
  9. Избегайте громких фраз и проповедей. Попробуйте разговаривать, а не читать лекции. Избегайте заявлений типа «Когда я был в твоем возрасте...», «Это меня ранит больше, чем тебя...».
  10. Не навешивайте ярлыков. «Ты глупая и ленивая. Никогда ничего не добьёшься». Такое «навешивание» ведет к тому, что предсказание исполняется само собой. Ведь дети склонны соответствовать тому, что о них думают родители.
  11. Избегайте неоднозначных высказываний. Обращение родителя к подростку должно содержать одну информацию: понятный запрет, доброжелательное разрешение или открытую возможность сделать выбор.
  12. Избегайте крайностей: давать полную свободу так же неверно, как и «закручивать гайки».
  13. Сохраняйте чувство юмора.

Чего НЕ следует делать по отношению к подростку?

  • НЕ допускайте как неуважения к себе со стороны подростка, так и грубости по отношению к нему.
  • НЕ требуйте немедленного и слепого послушания, не применяйте угроз и не унижайте детей.
  • НЕ начинайте разговоры с обвинений и не перебивайте, когда ребёнок объясняет свои поступки.
  • НЕ подкупайте подростка и не вымогайте силой обещание не делать то, что вам не нравится.
  • НЕ отступайте от введённых в семье правил и традиций, разве что в необычных случаях.
  • НЕ ревнуйте сына или дочь к друзьям, принимайте их в своём доме и старайтесь познакомиться поближе.
  • НЕ давайте негативную оценку объекту внимания подростка, даже если выбор вам не по душе.

РОДИТЕЛЯМ ПОДРОСТКОВ СЛЕДУЕТ ЗНАТЬ, ЧТО...

Для подростков характерны следующие реакции:

  • Реакция эмансипации проявляется в стремлении высвободиться из-под опеки, контроля старших. Может выражаться в настойчивом желании всегда и везде поступать «по-своему», в нарушении установленных старшими порядков, правил. Способствовать обострению этой реакции может гиперопека со стороны старших, мелочный контроль, лишение минимальной самостоятельности и свободы.
  • Реакция оппозиции может быть вызвана чрезмерными претензиями к ребенку, непосильной для него нагрузкой – требованием быть отличником в учебе, преуспевать в занятиях языком, музыкой и т. д. Но чаще эта реакция бывает следствием утраты или резкого уменьшения привычного внимания со стороны близких. Проявлением реакции оппозиции у подростков весьма разнообразны – от прогулов уроков и побегов из дома до попыток самоубийства, чаще всего демонстративных. С этой целью может использоваться умышленное бравирование алкоголизацией или употреблением наркотиков. Все эти демонстрации словно говорят: «Обратите на меня внимание – иначе я пропаду!».
  • Реакция компенсации – это стремление свою слабость и неудачливость в одной области восполнить успехами в другой. Болезненный, физически слабый мальчик компенсирует свою слабость отличными успехами в учебе, позволяющими завоевать авторитет среди сверстников. И наоборот, трудности в учебе могут восполняться «смелым» поведением, предводительством в нарушении поведения , в худшем случае – участием в асоциальных компаниях, совершении правонарушений.
  • Реакция гиперкомпенсации. Именно в силу гиперкомпенсации застенчивые и робкие подростки при выборе видов спорта отдают предпочтение грубой силе – боксу, самбо, а страдавший заиканием подросток с увлечением отдается занятиям художественным чтением и выступает на любительских концертах.
свернуть

Детский коллектив. Проблемы «ложного» лидерства.

Детский коллектив. Проблемы «ложного» лидерства

В данной статье мы рассматриваем особенности работы с лидерами. Проблема лидера и лидерства в ученическом коллективе — одна из самых острых, актуальных в современной школе. Лидер в классе — опора классного руководителя, заместителя директора по воспитательной работе. Лидеры — это ребята, которые самым естественным образом организуют своих сверстников, способствуют утверждению социально значимых ценностей и ориентации. Без воздействия через лидеров, любой коллектив, в том числе и коллектив детей невозможно настроить на достижение необходимой коллективу цели. 

Лидерство - отношения доминирования и подчинения в системе межличностных отношений в группе.

Без воздействия через лидеров, любой коллектив, в том числе и коллектив обучающихся невозможно настроить на достижение необходимой коллективу цели. 

Лидерами не рождаются, лидерами становятся, и развить в ребенке те или иные качества реально.

Поведение лидера на уроках - отправная точка для поведения большинства учеников класса. Если он позволяет себе шутить и не слушать учителя, это принимают остальные. Если он сосредоточен, дисциплинарных проблем в классе меньше, а нарушителей одергивают ровесники. Полномочия лидера шире, чем у остальных учеников. Лидер озвучивает причины недовольства свои и класса. Он предлагает новое. В спорной ситуации ждут его реакции. Решение лидера принимает весь класс. Он способен взять ответственность за себя и за группу людей. С ним стремятся общаться, на него обращают внимание и его обсуждают. Необходимо обратить внимание на распределение командных ролей лидеров.

В психолого-педагогической литературе выделяют следующие командные роли лидеров в детском коллективе.

  1. Приводящий в действие, он же лидер – двигатель работы команды.
  2. Оценщик - именно «оценщик» способен вычленить из массы идей, рожденных коллективом в результате «мозгового штурма», те рациональные зерна, работа над которыми способна дать положительные результаты.
  3. Коллективист - поддерживает товарищеский климат в коллективе, создает командный дух, помогает устранять разногласия.
  4. Исполнитель - обладает высокой работоспособностью и самодисциплиной. Именно он является звеном, перерабатывающим идеи в рабочие задачи, и стержнем, регулирующим упорядоченность деятельности команды.
  5. Доводчик - контролирует процесс доведения дела до конца, следит, чтобы в процессе работы над проектом не упускались детали.
  6. Разведчик - выполняет функцию дипломата, находит новых партнеров, новые возможности, ведет переговоры и улаживает конфликты.
  7. Мыслитель - генерируют новые идеи, способные вывести из застоя и рутины работу всего коллектива. Именно они производят революцию во всех областях командной работы.  
  8. Координатор - обладает всеми чертами руководителя. Он прекрасный коммуникатор: умеет находить подход к каждому члену команды, не позволяет эмоциям властвовать над делом.
  9. Специалист - человек, незаменимый при возникновении критических ситуаций и разработке новых решений. Влияние лидера на коллектив сверстников может быть как положительным, так и отрицательным. Отрицательное выражается в давлении, навязывании своих ценностей, а положительное влияние проявляется, когда лидер призывает одноклассников участвовать в жизни школы, подает хороший пример и т.п. Заметив негативное влияние лидера на класс, учитель должен принять меры. Унижать такого ученика нельзя, чтобы не настроить против себя класс, желательно дискредитировать его с помощью педагогической ситуации, можно поставить его в положение, требующее проявления лучших человеческих качеств, и обратить внимание одноклассников на его поведение в щекотливой ситуации.

С положительным лидером учителю необходимо налаживать конструктивные взаимоотношения, с помощью такого ученика, который имеет реальное влияние на своих одноклассников, можно добиться отличных результатов в воспитательной работе.

В работе с отрицательными лидерами педагогу можно дать следующие рекомендации:

  • Если агрессивное поведение подростка создает в классе «моду» на агрессию, боритесь не с агрессивным лидером, а с подражанием ему. Выберите, на кого вы хотите воздействовать: на друзей лидера, на другого популярного подростка, на тех детей, кто в оппозиции с агрессивным лидером, или на учеников, которые не вовлечены в отношения с лидером.
  • Сверстники воспринимают лидера некритично, поэтому не пытайтесь развенчать его образ. Продемонстрируйте уважительное и заинтересованное отношение к тем, чье поведение вы хотите изменить. Поддерживайте индивидуальность учеников: интересуйтесь личным мнением, сравнивайте точки зрения, старайтесь услышать не только ответы, но и аргументацию.
  • Определите, какое поведение подражателей вы хотите искоренить, например, нарушения закона, курение, грубость. Негативно реагируйте на этот тип поведения: делайте замечания, запрещайте, ставьте в известность родителей, выражайте свое неодобрение.
  • Решите, какое поведение учащихся вы будете поддерживать. Например, вас устраивает готовность подростков к диалогу с вами, их чувство юмора или общительность. Поощряйте это: выслушивайте, хвалите, ведите диалог, задавайте вопросы. Не распространяйте оценку поведения агрессивного лидера на остальных. Например, замените фразу: «Ну, вы же не слушаете!» на обращение к лидеру: «Ты меня не слышишь».
  • Соблюдать личные границы подростков Личные границы – это предел, который нельзя нарушать без разрешения, область неприкосновенности. Личность имеет право на личную территорию, имущество, вкусы, чувства и желания. Человек воспринимает нарушение личных границ как насилие и может проявлять ответное насилие: неуважение, пренебрежение, пассивный протест, открытую агрессию.
  • Следите за корректностью своих высказываний и действий и будьте внимательны к высказываниям подростка.
  • Уважайте личные границы подростка. Ведите себя в соответствии с поставленной задачей, осознавайте границы своей компетентности и профессиональных функций. Не оценивайте внешность, прическу, одежду, вкусы и симпатии подростка. Не трогайте и не отбирайте его личные вещи.
  • Соблюдайте правило: «Хвалить исполнителя, критиковать исполнение». Храните тайны, не разглашайте то, что узнали о подростке от других людей или от него самого в личной беседе.
  • Признайте право подростка чувствовать что-то свое и по-своему относиться к ситуации. Не стыдите, не ругайте, не уговаривайте, когда подросток проявляет свои чувства. Не обесценивайте его переживания. Например, откажитесь от фразы: «Что ты злишься из-за ерунды». Подросток воспримет такое отношение как несправедливость. Если хотите выразить свое отношение к чувствам подростка, говорите именно о себе: «Я этого не понимаю» или «А мне нравится».
  • Следите, каждый ли ученик вовлечен в урок. Быстро и ясно реагируйте на безделье. Старайтесь, чтобы каждый ученик осмысленно участвовал в уроке. Приводите аргументы, когда оцениваете содержание или результат деятельности ученика.
  • Поддерживайте собранный ухоженный вид, не теряйте самоконтроль. Содержите кабинет, рабочие материалы и журнал в порядке. Уважайте собственные чувства и желания, ясно выражайте их, когда они возникают. Изменяйте или завершайте те отношения, в которых партнер по общению придирается, нападает, обижает, дает непрошеные советы и оценки, унижает вас.

В работе с детским коллективом необходимо обратить внимание на качества, которые присущи лидерам. Это - целеполагание, мотивация, влияние, планирование, командообразование, эмпатия, гибкость.

Самым эффективным способом работы с лидерами подростками является сотрудничество.

  1. Принимайте лидера всерьез. Считайтесь с его мнением. Не опекайте чрезмерно и не давите на него.
  2. Установите партнерские отношения. Помните, у Вас с лидером общая цель - поддерживать такую атмосферу в классе, которая будет помогать продуктивному образовательному процессу.
  3. Замечайте и поддерживайте его интересы и инициативу. Не игнорируйте, не запрещайте что-то лидеру, если это не вредит образовательному процессу.
  4. Выслушивайте до конца. Будьте тем, кто его слышит - и он научится слышать вас и считаться с вашим мнением.
  5. Поддерживайте устойчивые отношения. Старайтесь ежедневно хотя бы две минуты разговаривать с лидером.
  6. Не ругайте его при остальных учениках. Не высказывайтесь о нем насмешливо, тем более - унизительно. Выражайте свое недовольство в личной беседе.

В заключение хотелось бы привести слова Сергея Лукьяненко: «Лидер – это не тот, кто впереди на лихом коне, это тот, кто направит каждого в нужную сторону и сумеет вовремя остановиться сам».

свернуть

Советы родителям

Дорогие родители!

Школа предлагает вам сотрудничество в воспитании вашего ребенка. Ваш ребенок для вас — это ваше будущее, это ваше бес­смертие. Ведь каждый человек физически продолжается в своих детях, внуках, в своих потомках. И вы, конечно, хотите, чтобы ваше физическое продолжение было достойным, чтобы оно не только сохранило все ваши достоинства, но и преумножило их.

Мы — школа, учителя — тоже крайне заинтересованы в том, чтобы ваш ребенок стал полноценным человеком, культурной, высоконравственной, творчески активной и социально зрелой личностью. Для этого мы работаем, отдаем детям свои души и сердца, свой опыт и знания. Для того чтобы наше сотрудничество было плодотворным, мы рекомендуем вам придерживаться в воспитании вашего ребенка следующих правил:

  1. Семья — это материальная и духовная ячейка для воспитания детей, для супружеского счастья и радости. Основой, стержнем семьи является супружеская любовь, взаимная забота и уважение. Ребенок должен быть членом семьи, но не ее центром. Когда ребенок становится центром семьи и родители приносят себя ему в жертву, он вырастает эгоистом с завышенной самооценкой, он считает, что «все должно быть для него». За такую безрассудную любовь к себе он зачастую отплачивает злом — пренебрежением к родителям, к семье, к людям.
    Не менее вредно, конечно, равнодушное, тем более пренебрежительное отношение к ребенку. Избегайте крайностей в любви к ребенку.
  1. Главный закон семьи: все заботятся о каждом члене семьи, а каждый член семьи в меру своих возможностей заботится обо всей семье. Ваш ребенок должен твердо усвоить этот закон.
  2. Воспитание ребенка в семье — это достойное, непрерывное приобре­тение им в процессе жизни в семье полезного, ценного жизненного опыта. Глав­ное средство воспитания ребенка — это пример родителей, их поведение, их деятельность, это заинтересованное участие ребенка в жизни семьи, в ее за­ботах и радостях, это труд и добросовестное выполнение им ваших поручений. Слова — вспомогательное средство. Ребенок должен выполнять определенную, все усложняющуюся по мере взросления работу по дому для себя, для всей семьи.
  3. Развитие ребенка — это развитие его самостоятельности. Поэтому не опекайте его, не делайте за него то, что он может и должен сделать сам. Помогайте ему в приобретении умений и навыков, пусть он научится делать все то, что умеете вы. Не страшно, если он сделает что-то не так, как надо: ему полезен опыт ошибок и неудач. Разъясняйте ему его ошибки, обсуждайте их вместе с ним, но не наказывайте за них. Предоставьте ему возможность попробовать себя в разных делах, чтобы определить свои способности, интересы и склонности.
  4. Основа поведения ребенка — это его привычки. Следите за тем, чтобы у него образовались добрые, хорошие привычки и не возникали дурные. Нау­чите его различать добро и зло. Разъясняйте вред курения, алкоголя, наркотиков, распущенности, лжи. Учите его любить свой дом, свою семью, добрых людей, свой край.
    Важнейшей привычкой для него должно стать соблюдение режима дня. Выработайте вместе с ним разумный режим дня и строго следите за его выполнением.

6. Для воспитания ребенка очень вредны противоречия в требованиях родителей. Согласуйте их между собой. Еще более вредны противоречия между вашими требованиями и требованиями школы, учителей. Если вы не согласны с нашими требованиями или они вам непонятны, придите к нам, и мы вместе обсудим возникшие проблемы.

  1. Очень важно создать в семье спокойный, доброжелательный климат, когда никто ни на кого не кричит, когда даже ошибки и проступки обсуждаются без брани и истерики. Психическое развитие ребенка, формирование его личности в большой степени зависит от стиля семейного воспитания. Нормальный стиль — это демократический, когда детям предоставляется определенная самостоятельность, когда относятся к ним с теплотой и уважают их личность. Конечно, необходим некоторый контроль за поведением и учением ребенка с целью оказания ему помощи в трудных ситуациях. Но важнее всячески способствовать развитию у него самоконтроля, самоанализа и саморегуляции своей деятельности и поведения. Не оскорбляйте ребенка своими подозрениями, доверяйте ему. Ваше доверие, основанное на знании, будет воспитывать у него личную ответственность. Не наказывайте ребенка за правду, если он признался в своих ошибках сам.
  2. Приучайте ребенка заботиться о младших и старших в семье. Мальчик пусть уступает девочке, с этого начинается воспитание будущих отцов и матерей, подготовка счастливого супружества.
  3. Следите за здоровьем ребенка. Приучайте его заботиться самому о своем здоровье, о физическом развитии. Помните, что за годы обучения в школе ребенок переживает в той или иной форме возрастные кризисы: в 6-7 лет, когда у ребенка возникает внутренняя позиция, осознание своих чувств и переживаний; кризис полового созревания, проходящий обычно у девочек на 2 года раньше, чем у мальчиков, и юношеский кризис поиска своего места в жизни.  Будьте внимательны к ребенку в эти кризисные периоды, меняйте стиль своего отношения к нему по мере перехода от одного возрастного периода к другому.
  4. Семья — это дом, и как всякий дом он может со временем ветшать и нуждаться в ремонте и обновлении. Не забудьте время от времени проверять, не нуждается ли ваш семейный дом в обновлении и ремонте.

Желаем вам успехов в трудном и благородном деле семейного воспитания вашего ребенка, пусть он приносит вам радость и счастье!

свернуть