Родительский университет

План ГУО «Средняя школа №5 г.Слуцка» родительского университета на 2022/2023 учебный год

План

ГУО «Средняя школа №5 г. Слуцка»

Родительского университета

на 2022/2023 учебный год

 

№ п/п

Тема занятий, перечень изучаемых вопросов

Срок проведения

Форма проведения

Ответственные

1

Тема 1 «Повышение уровня компетентности родителей в сфере формирования здорового образа жизни учащихся и профилактики вредных привычек» (I-IV классы)

15.10.2022

семинар

Дробеня Т.В.

АлехноЛ.М.

Владыковская Л.И.

Арестович О.В.

2

Тема 2 «Профилактика правонарушений подростков» (VII-е классы)

10.12.2022

круглый стол

Метельская И.Д.

Рябкова Н.Н.

3

Тема 3 «Формирование здорового жизни: вредные привычки и как им противостоять» (IX-е классы)

11.03.2023

дискуссия

Карпелення А.А.

Чабанюк О.М.

4

Тема 4 «Профилактика употребления алкоголя и наркотических средств несовершеннолетними» (VIII-е классы)

 

15.04.2023

семинар

Шилович И.И.

Грудько О.В.

Участковый инспектор инспекции по делам несовершеннолетних Слуцкого РОВД

Ярмолович О.О.

свернуть

Заседание родительского университета

9 апреля 2022 года состоялось заседание родительского университета «Мой ребёнок – младший школьник.  Положительные эмоции в жизни школьника. Как родители могут помочь ребёнку учиться».

2hQQVYSA0tk PDiDW1wHs8g Qtw0n4suhFM

Как родители могут помочь учиться

Роль книги в жизни школьника

Значение школьной отметки в жизни ребенка

свернуть

«Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе»

Обсуждаемые вопросы

Мнения участников

Что такое уверенность в себе

УВЕРЕННЫЙ СТАРШЕКЛАССНИК = УСТОЙЧИВЫЙ СТАРШЕКЛАССНИК.

   В жизни уверенность в себе очень пригодится, ведь на пути ребенка, несомненно, будут такие жизненные ситуации и обстоятельства, когда он должен будет быть сильным, целеустремленным и твердо убежденным, что справиться со всеми трудностями.

   Роль родителей наиболее важна в развитии у подростка уверенности в себе. Ваша поддержка способна в долгосрочной перспективе помочь подростку сформировать собственную личность.

    Уверенность в себе является самым важным ключом к достижению успеха в жизни.

   Уверенность в себе — это то, что чувствует человек, воспринимая самого себя, это его положительная оценка своих способностей и возможностей.

Влияние уверенности в себе на жизнь человека и его поступки

   Уверенность в себе влияет на то, как человек действует публично, на людях.

   Также она четко отражает поступки и поведение человека.

   Здоровое чувство уверенности в себе играет важную роль в формировании личности.

   Положительное развитие чувства уверенности в себе напрямую влияет на степень счастья человека.

Признаки неуверенного в себе человека

   Агрессия, раздражительность, тревожность, замкнутость, стеснительность, робость, конфликтность.

Самооценка человека, её виды

   Уверенность в себе напрямую связана с самооценкой и с самоощущением себя. САМООЦЕНКА.

   Адекватная: обеспечивает благоприятное эмоциональное состояние, стимулирует деятельность, вселяет в человека уверенность в достижении поставленных целей.

   Неадекватная: (заниженная) формирует робость, неверие в свои силы, замкнутость, стеснительность.

   Завышенная: формирует самоуверенность, высокомерие, некритичность.

Влияние застенчивости и неуверенности в себе на учебные успехи старшеклассников

Анкета для детей — Мне бывает стыдно, когда я... - Мне бывает страшно, когда... - Я волнуюсь, когда... - Я не уверен, когда... - Я стесняюсь, когда... - Если я не уверен в знаниях, то… - Если я не подготовил домашнее задание, то...

   Неуверенность в себе влияет     на взаимоотношения среди старшеклассников, снижает их учебные успехи.

Пути преодоления застенчивости и неуверенности старшеклассников в школе и дома

КАК ПРЕОДОЛЕТЬ ЗАСТЕНЧИВОСТЬ И НЕУВЕРЕННОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКА В ШКОЛЕ И ДОМА.

   Демонстрируйте уважение к подростку. Не забывайте, что перед вами уже не ребенок, а почти взрослый человек, и поэтому он заслуживает уважения, как и любой взрослый. Когда вы обращаетесь к подростку, всегда проявляйте уважение. Не позволяйте себе высокомерный или презрительный тон!    Часто хвалите подростка. Будьте щедры на искренние комплименты. Когда вы хвалите подростка зато, что он сделал что-то хорошее, это поднимает его уверенность в себе до небес и воодушевляет в следующий раз поступать еще лучше.    Избегайте критики. Старайтесь избегать критиковать ребенка, насколько это только возможно. Если вы не одобряете или вам не нравится что-то, во что вовлекается ваш подросток, найдите время сесть и поговорить с ним об этом. Подростки часто принимают критику как насмешку или попытку пристыдить их. Но в случае если критика неизбежна, постарайтесь внимательно следить за своим тоном.

   Поощряйте внеклассную деятельность ребенка. Подростку необходимо какое-то хобби.

Поощряйте его участие в различных видах деятельности. Подростку важно преуспевать в том, что он любит.

   Поддерживайте дружбу подростка. Вы не сможете контролировать, назначать и выбирать друзей своего ребенка. Лучше научите его уважению и принятию. Круг друзей вашего подростка также влияет на его уверенность в себе.     Расскажите ему о разнице между хорошими друзьями и плохими.

   Внешность значения не имеет. Большинство подростков попадают под давление сверстников.  Для них внешний вид очень важен. Важно объяснить ребенку, что внешность значения не имеет. Что действительно важно, так это хорошие манеры, гигиена, ясный и здоровый ум и тело.    Сосредотачивайтесь на сильных сторонах ребенка. Научите подростка фокусироваться на своих сильных качествах. Никогда не сравнивайте его со сверстниками, друзьями, родными и двоюродными братьями и сестрами. Учите подростка быть сильным. Помогите подростку выработать определенный иммунитет по отношению к поддразниванию или обзыванию сверстников или других людей.    Обращайтесь за профессиональной помощью. Если ваш подросток страдает от серьезного недостатка уверенности в себе и это начинает влиять на его академическую успеваемость и/или социальную жизнь, вам может понадобиться помощь из внешних источников.    Поддерживайте подростка. Вы, вероятно, даже не представляете, насколько простые, обыденные тесты и слова могут укрепить уверенность вашего ребенка в себе. Подросток должен понимать, что в любую минуту вы готовы прийти ему на помощь несмотря ни на что.

 

Памятка для родителей:

  1. Старайтесь говорить, со своим ребенком открыто и откровенно на самые деликатные темы.
  2. Опасайтесь получения вашим ребенком информации из чужих уст.
  3. Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваши дети.
  4. Будьте открыты для общения с ребенком, даже если вы чего-то не знаете или в чем-то сомневаетесь, не стесняйтесь сказать ему об этом.
  5. Не высказывайтесь негативно о тех переживаниях, которые были связаны с вашим взрослением. Ребенок будет их переживать с ва­шей позиции и воспринимать так, как воспринимали вы.
  6. Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь.
  7. Будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении своего ребенка.

Старайтесь защитить своего ребенка возможными средствами, если он в этом нуждается.

свернуть

«Эмоции в нашей жизни»

 «Счастье – это когда тебя понимают» - знаменитая фраза из фильма «Доживём до понедельника». А как часто понимаем мы, и понимают нас? Что испытывает человек, когда остаётся непонятым? Каждому человеку, маленькому и большому, нужны пища, сон, тепло и физическая безопасность. Но почему, имея всё это, многие люди, в том числе и дети, завидуют другим, которые менее обеспечены и хуже одеты?

Ответ прост: мало человеку лишь удовлетворения его естественных потребностей. Любому человеку необходимо, чтобы его понимали и признавали, чтобы он чувствовал себя необходимым, чтобы у него был оценённый другими, чтобы он мог развиваться и реализовывать свои возможности и научился уважать себя.

Нам очень хочется, чтобы спустя годы наш ребёнок сказал нам спасибо за то, что мы, родители, есть на этой земле. Но как дождаться таких слов, как сделать так, чтобы ребёнок хотел видеть нас рядом в любом возрасте, в любом состоянии?

Благодаря чему ребёнок может быть счастлив? В первую очередь, он счастлив от той психологической обстановки, в которой он живёт и растёт. Психологическое развитие детей, их моральные принципы, образцы поведения закладываются в семье, поэтому родители должны отдавать себе отчёт в том, какая ответственность возложена на них в деле воспитания, ведь именно родители являются его первыми воспитателями. Период детства – самое подходящее время для приобретения полезных привычек и положительных черт характера, так необходимых в дальнейшей жизни. Дом – это лучшее место для воспитания в детях здоровых эмоций, доброжелательности и правильного мышления.

По-настоящему счастлив тот ребёнок, который окружён заботой и вниманием со стороны любящих его людей. Только в этом случае в его поведении будут преобладать положительные эмоции, он будет смотреть на мир добрыми глазами.

Эмоции ребенка и что их вызывает…Что такое эмоция? Эмоции – это внутренние переживания человека. Эмоции выражают отношение человека к складывающимся или возможным ситуациям и носят ситуативный характер.

К эмоциональным состояниям человека можно отнести настроение  и страсть, аффект (например, горе при потере близкого человека, гнев при измене, радость при успехе), чувства, стресс.

Эмоции могут быть положительными и отрицательными. Положительные эмоции большинство из нас устраивают, их хочется сохранить подольше. А вот отрицательные мешают, напрягают, делают нас уязвимыми (такие как гнев, ненависть, страх, отвращение и т.п.). Положительные эмоции появляются у человека тогда, когда его любят, понимают, признают, уважают, принимают, а отрицательные – при неудовлетворении потребностей в понимании, признании, любви и т.п.

При общении с детьми не рекомендуется употреблять выражения:

Я сотни раз тебе говорил …

Сколько раз надо повторять…

О чём ты только думаешь…

Неужели тебе трудно запомнить, что…

Ты такой же, как и твой, (твоя) …

Отстань, некогда мне…

А вот Машенька со второго подъезда...

Почему мой ребенок такой...

Рекомендуется употреблять выражения:

Ты у меня такой умный, красивый и т.д.

Как хорошо, что у меня есть ты.

Ты у меня молодец.

Я очень тебя люблю.

Как ты хорошо это сделал, это у тебя хорошо получается. Если бы не ты, я бы с этим сама так быстро не справилась (помощь по дому) Спасибо тебе за поддержку....

 

В родительский дневник

 

Родителям желательно выполнять следующие простые правила при общении с детьми:

- Безусловно, принимайте своего ребёнка таким, какой он есть.

- Внимательно слушайте его, сочувствуйте, сопереживайте.

- Как можно чаще общайтесь с ним, читайте ему, слушайте его чтение, играйте с ним.

-Не помогайте выполнять те задания, которые он может выполнить самостоятельно.

- Помогайте ему, когда он просит.

- Поддерживайте и отмечайте его успехи.

- Рассказывайте о своих проблемах, делитесь чувствами, обсуждайте фильмы, книги.

- Разрешайте конфликты мирно, корректно.

- Станьте для своего ребёнка примером для подражания, в проявлении положительных эмоций по отношению к членам своей семьи.

-Обнимайте и целуйте своего ребёнка в любом возрасте. - Заводите свои красивые, добрые и светлые ритуалы общения, которые сделают вашу жизнь и жизнь вашего ребёнка теплее и радостнее.

Ритуалы, которые нравятся детям

 Перед уходом в школу ребенка обнять и поцеловать.

Придя из школы ребенок хочет, чтобы выслушали его рассказ о школьной жизни, услышать мнение родителей и совет.

Все дети очень любят посидеть при свечах рядом с мамой и папой.

На ночь быть заботливо укрытым.

Ребенку необходимо, чтобы его любили, и чтобы ему было кого любить и за кого нести ответственность. Ребенок, которому не хватает любви и ласки, вырастает холодным и неотзывчивым.

Для возникновения эмоциональной чуткости важна ответственность за другого, забота о младших братьях и сестрах, а если таковых нет, то о домашних животных. Нужно, чтобы ребенок сам о ком-то заботился, за кого-то отвечал, и тут неоценимую пользу может принести щенок, котенок или другое животное, за которым ребенок ухаживает сам и по отношению к которому он является «старшим». Так ребёнок обретает способность к сопереживанию и эмоциональной отзывчивости. Для ребенка такая радость за другого — пока еще редкое явление, но уже в младшем школьном возрасте, по мере взросления и накопления социального опыта, дети постепенно, на основе подражания, учатся сопереживать другим.

Важно не создавать условия для развития отрицательных эмоций, но не менее важно не задавить положительные — ведь именно положительные эмоции лежат в основе нравственности и творческих способностей человека.

свернуть

Типичные ошибки родителей в воспитании уверенного в себе подростка

  • Заинтересованность и помощь. Недостаточная родительская поддержка, может привести к низкой самооценке ребенка, плохой учебе, импульсивным поступкам, слабой социальной адаптации, неустойчивому и антиобщественному поведению.
  • Неспособность родителей к сопереживанию, восприимчивости и понимания мыслей и чувств ребенка могут привести к развитию равнодушия и у ребенка.
  • Если в семье преобладают отрицательные эмоции, то наблюдается холодность, враждебность, отторжение может сформироваться замкнутость, неспособность выразить свою любовь к близким людям.
  • Не переносите на детей свои страхи.  Недоверие к детям, как правило, свидетельствует о том, что родители проецируют на них свои собственные страхи, тревоги или чувство вины. Неуверенные в себе родители (или пережившие определенные трудности в прошлом) больше других склонны бояться за своих детей.
  • Недостаточная самостоятельность. Достижение подростком самостоятельности происходит в процессе индивидуализации, когда он занимается формированием собственной индивидуальности и в тоже время устанавливает новые связи с родителями. Подросток пытается изменить отношения с родителями, стремясь при этом сохранить прежнее общение, привязанность и доверие. Чтобы проявить собственную индивидуальность, подростки ориентируются на иную, чем у родителей, систему ценностей, ставят перед собой иные цели, иные интересы и иные точки зрения.
  • Руководство со стороны родителей. Наиболее функциональными являются те семьи, где родители проявляют гибкость, приспособляемость и терпимость в своих взглядах и поведении. Родители, не проявляющие гибкости в воспитании подростков, отказываются пересматривать свои взгляды и менять точку зрения; они нетерпимы, излишне требовательны, всегда настроены критически и возлагают на детей неоправданные надежды, не соответствующие их возрасту. Это пагубно влияет на самооценку подростка, подавляет развитие его личности, что, в конце концов, приводит к стрессовым ситуациям в отношениях между родителями и детьми.
  • Личный пример родителей: способность подать хороший пример для подражания; следовать тем же принципам, которым учат детей. Так как процесс идентификации у подростков отчасти протекает в семье, те из них, кто гордится своими родителями, как правило, чувствуют себя достаточно комфортно в окружающем мире.
  • Сотрудничество со школой. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем, педагогом-психологом, завучем учебного отделения, зам. директора по воспитательной работе.

Помните: основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание.

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ ВАШЕГО РЕБЕНКА.

 

               Такими советами наполнен весь Интернет, но они мало помогают, если у нас Его Величество Подросток. Большинство из нас пытается просто пережить этот возраст, надеясь, что с взрослым мы точно договоримся. Но именно в этом возрасте дети успевают допустить иногда непоправимые ошибки. И как же быть? А нужно вновь засучить рукава, забыть о том, что мы устали на работе, что у нас проблемы. Дайте возможность своему повзрослевшему, но ещё не взрослому ребёнку вырасти и превратиться в замечательного молодого человека или девушку.

Подсказки для родителей

  1. Согласитесь с беспокойством и неудовольствием. Это возраст, полный противоречий и беспокойства. Ничего ненормального нет в том, что поведение подростка изменчиво и непредсказуемо, что он мечется от крайности к крайности, любит родителей и одновременно ненавидит их и т. д.
  2. Избегайте попыток казаться слишком понимающим. Избегайте таких высказываний как «Я отлично понимаю, что ты чувствуешь». Подростки уверены, что они неповторимы, уникальны в своём роде. Их чувства – это даже для них самих что-то новое, личное. Они видят себя как сложных и таинственных существ, и они искренне огорчены, когда в глазах других их переживания выглядят простыми и наивными.
  3. Различайте согласие и разрешение, терпимость и санкционирование. Родители могут терпимо относиться к нежелательным поступкам детей (например, новая прическа).
  4. Разговаривайте и действуйте как взрослый. Не соперничайте с подростком, ведя себя, так как он, используя молодежный жаргон.
  5. Одобряйте подростка и поддерживайте его сильные стороны. Ограничьте комментарии, относящиеся к дурным сторонам характера подростка. 6. Избегайте акцентировать слабые стороны. При обнаружении другими слабых сторон характера подросток чувствует боль. А если причина этой боли – родители, то она дольше не проходит.
  6. Помогите подростку самостоятельно мыслить. Не усиливайте зависимость от вас. Говорите языком, который поможет развить независимость: «Это твой выбор», «Сам реши этот вопрос», «Ты можешь отвечать за это», «Это твоё решение». Родители должны подводить детей к самостоятельному принятию решений и учить сомневаться в правильности мнений ровесников.
  7. Правда и сочувствие рождают любовь. Иногда и правда превращается в смертельное для семейных отношений оружие, если единственная цель – это докопаться до истины.
  8. Уважайте потребность в уединении, в личной жизни. Этот принцип требует некоторой дистанции, что может показаться для некоторых родителей невозможным.
  9. Избегайте громких фраз и проповедей. Попробуйте разговаривать, а не читать лекции. Избегайте заявлений типа «Когда я был в твоем возрасте...», «Это меня ранит больше, чем тебя...».
  10. Не навешивайте ярлыков. «Ты глупая и ленивая. Никогда ничего не добьёшься». Такое «навешивание» ведет к тому, что предсказание исполняется само собой. Ведь дети склонны соответствовать тому, что о них думают родители.
  11. Избегайте неоднозначных высказываний. Обращение родителя к подростку должно содержать одну информацию: понятный запрет, доброжелательное разрешение или открытую возможность сделать выбор.
  12. Избегайте крайностей: давать полную свободу так же неверно, как и «закручивать гайки».
  13. Сохраняйте чувство юмора.

Чего НЕ следует делать по отношению к подростку?

  • НЕ допускайте как неуважения к себе со стороны подростка, так и грубости по отношению к нему.
  • НЕ требуйте немедленного и слепого послушания, не применяйте угроз и не унижайте детей.
  • НЕ начинайте разговоры с обвинений и не перебивайте, когда ребёнок объясняет свои поступки.
  • НЕ подкупайте подростка и не вымогайте силой обещание не делать то, что вам не нравится.
  • НЕ отступайте от введённых в семье правил и традиций, разве что в необычных случаях.
  • НЕ ревнуйте сына или дочь к друзьям, принимайте их в своём доме и старайтесь познакомиться поближе.
  • НЕ давайте негативную оценку объекту внимания подростка, даже если выбор вам не по душе.

 

РОДИТЕЛЯМ ПОДРОСТКОВ СЛЕДУЕТ ЗНАТЬ, ЧТО...

Для подростков характерны следующие реакции:

  • Реакция эмансипации проявляется в стремлении высвободиться из-под опеки, контроля старших. Может выражаться в настойчивом желании всегда и везде поступать «по-своему», в нарушении установленных старшими порядков, правил. Способствовать обострению этой реакции может гиперопека со стороны старших, мелочный контроль, лишение минимальной самостоятельности и свободы.
  • Реакция оппозиции может быть вызвана чрезмерными претензиями к ребенку, непосильной для него нагрузкой – требованием быть отличником в учебе, преуспевать в занятиях языком, музыкой и т. д. Но чаще эта реакция бывает следствием утраты или резкого уменьшения привычного внимания со стороны близких. Проявлением реакции оппозиции у подростков весьма разнообразны – от прогулов уроков и побегов из дома до попыток самоубийства, чаще всего демонстративных. С этой целью может использоваться умышленное бравирование алкоголизацией или употреблением наркотиков. Все эти демонстрации словно говорят: «Обратите на меня внимание – иначе я пропаду!».
  • Реакция компенсации – это стремление свою слабость и неудачливость в одной области восполнить успехами в другой. Болезненный, физически слабый мальчик компенсирует свою слабость отличными успехами в учебе, позволяющими завоевать авторитет среди сверстников. И наоборот, трудности в учебе могут восполняться «смелым» поведением, предводительством в нарушении поведения , в худшем случае – участием в асоциальных компаниях, совершении правонарушений.
  • Реакция гиперкомпенсации. Именно в силу гиперкомпенсации застенчивые и робкие подростки при выборе видов спорта отдают предпочтение грубой силе – боксу, самбо, а страдавший заиканием подросток с увлечением отдается занятиям художественным чтением и выступает на любительских концертах.

• Реакция группирования со сверстниками. У подростков есть острая необходимость в собственном самосознании и принадлежности к группе. Группа для подростка становится главным регулятором поведения.

свернуть

Трудности адаптации пятиклассников к школе

Трудности адаптации пятиклассников к школе

Переход ученика из начальной школы в среднюю школу совпадает со своеобразным концом детства - стабильным периодом развития в жизни ребенка. В пятом классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах.

   Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются - тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат - у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит.

   Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70-80% школьников. У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2-4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2-3 месяца и даже больше.

   Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.

     Признаки успешной адаптации:

    - удовлетворенность ребенка процессом обучения;

   - ребенок легко справляется с программой;

   - степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;

    - удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

     В случае незавершенности процесса адаптации, неуспешной адаптации говорят о дезадаптации - неумении приспособиться к новому темпу школьной жизни.

     Различают следующие виды дезадаптации:

1) Интеллектуальная - нарушение интеллектуальной деятельности, отставание в развитии от сверстников.

2) Поведенческая - несоответствие поведения ребенка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).

3) Коммуникативная - затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.

4) Соматическая - отклонения в здоровье ребенка.

5) Эмоциональная - эмоциональные трудности, тревожность, переживания по поводу проблем в школе.

Признаки дезадаптации школьника:

- нежелание делиться впечатлениями о проведенном дне;

- стремление при разговоре отвлечь родителей от школьных событий, переключить внимание на другие темы;

- усталый, утомленный вид ребенка;

- нежелание выполнять домашние задания;

- негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников; 

   - жалобы на те или иные события, связанные со школой;

   - беспокойный ночной сон;

   - трудности утреннего пробуждения, вялость;

   - постоянные жалобы на плохое самочувствие.

    

    Чем можно помочь?

      Первое условие школьного успеха пятиклассника - безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.       Родители должны обязательно проявлять интерес к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Обязательно знакомьтесь с одноклассниками вашего ребенка и общайтесь с ними после школы. Недопустимы физические меры воздействия, запугивание, критика в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей. Учитывайте темперамент ребёнка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если взрослые и сверстники относятся к ним насмешливо и даже жестоко, проявляют насилие.

     Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.

     Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни. Развивайте самоконтроль, самооценку и самодостаточность ребенка.

     Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребенком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя.

     Пятикласснику уже не так интересна учеба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей.

      Важно, чтобы у ребенка была возможность обсудить свои школьные дела, учебу и отношения с друзьями в семье, с родителями.

       Помогите ребенку выучить имена новых учителей.       Если вас, что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь, как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем или психологом.

     Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание. Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для ребенка.

      Не забывайте о смене учебной деятельности ребёнка дома, создавайте условия для двигательной активности между выполнением домашних заданий. Наблюдайте за правильной позой во время выполнения домашних заданий, заботьтесь о правильном световом режиме. Предупреждайте близорукость, искривление позвоночника, тренируйте мелкие мышцы кистей рук. Обязательно вводите в рацион ребенка витаминные препараты, фрукты и овощи. Организуйте правильное питание. Заботьтесь о закаливании ребенка, максимальной двигательной активности.

     Воспитывайте ответственность ребенка за свое здоровье.

Рекомендации родителям пятиклассников:

       Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах.

     Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: «Как прошел твой день в школе?» Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе.

    Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребенок сообщает вам, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе. Кроме того, обязательно спрашивайте вашего ребенка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах.

   Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.

   Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребенка или о его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже, чем раз в два месяца.

   Во время любой беседы с учителем выразите свое стремление сделать все возможное для того, чтобы улучшить школьную жизнь ребенка. Если между вами и учителем возникают серьезные разногласия, прилагайте все усилия, чтобы мирно разрешить их, даже если придется беседовать для этого с директором школы. Иначе вы можете случайно поставить ребенка в неловкое положение выбора между преданностью вам и уважением к своему учителю.

   Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений.

   Ваш ребенок должен расценивать свою хорошую успеваемость как награду, а неуспеваемость - как наказание. Если у ребенка учеба идет хорошо, проявляйте чаще свою радость, можно даже устраивать небольшие праздники по этому поводу. Но выражайте свою озабоченность, если у ребенка не все хорошо в школе, и, если необходимо, настаивайте на более внимательном выполнении им домашних и классных заданий. Постарайтесь, насколько возможно, не устанавливать наказаний и поощрений: например, ты на полчаса больше можешь посмотреть телевизор за хорошие отметки, а на полчаса меньше - за плохие. Такие правила сами по себе могут привести к эмоциональным проблемам.

   Знайте программу и особенности школы, где учится ваш ребенок.

   Вам необходимо знать, какова школьная жизнь вашего ребенка, и быть уверенным, что он получает хорошее образование в хороших условиях. Посещайте все мероприятия и встречи, организуемые родительским комитетом и педагогическим коллективом. Используйте любые возможности, чтобы узнать, как ваш ребенок учится и как его учат. Следует также иметь информацию о квалификации учителя, дисциплинарных правилах, установленных в школе и классе, различных возможностях обучения, предоставляемых школой вашему ребенку.

   Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.

   Установите вместе с ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания, полученные в школе, и следите за выполнением этих установок. Это поможет вам сформировать хорошие привычки к обучению. Продемонстрируйте свой интерес к этим заданиям и убедитесь, что у ребенка есть все необходимое для их выполнения наилучшим образом. Однако если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.

   Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.

  Выясните, что вообще интересует вашего ребенка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например, любовь ребенка к фильмам можно превратить в стремление читать книги, подарив книгу, по которой поставлен понравившийся фильм. Или любовь ребенка к играм можно превратить в стремление узнавать что-нибудь новое.

  Ищите любые возможности, чтобы ребенок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности. Например, поручите ему рассчитать необходимое количество продуктов для приготовления пищи или необходимое количество краски, чтобы покрасить определенную поверхность.

  Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения.

  Такие события, как первые несколько месяцев в школе, начало и окончание каждого учебного года, переход из начальной школы в среднюю и старшую, могут привести к стрессу ребенка школьного возраста. При любой возможности пытайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере в течение этих событий. Спокойствие домашней жизни вашего ребенка поможет ему более эффективно решать проблемы в школе.

свернуть

Детский коллектив. Проблемы «ложного» лидерства.

Детский коллектив. Проблемы «ложного» лидерства.

 

В данной статье мы рассматриваем особенности работы с лидерами. Проблема лидера и лидерства в ученическом коллективе — одна из самых острых, актуальных в современной школе. Лидер в классе — опора классного руководителя, заместителя директора по воспитательной работе. Лидеры — это ребята, которые самым естественным образом организуют своих сверстников, способствуют утверждению социально значимых ценностей и ориентации. Без воздействия через лидеров, любой коллектив, в том числе и коллектив детей невозможно настроить на достижение необходимой коллективу цели. 

Лидерство - отношения доминирования и подчинения в системе межличностных отношений в группе.

Без воздействия через лидеров, любой коллектив, в том числе и коллектив обучающихся невозможно настроить на достижение необходимой коллективу цели. 

Лидерами не рождаются, лидерами становятся, и развить в ребенке те или иные качества реально.

Поведение лидера на уроках - отправная точка для поведения большинства учеников класса. Если он позволяет себе шутить и не слушать учителя, это принимают остальные. Если он сосредоточен, дисциплинарных проблем в классе меньше, а нарушителей одергивают ровесники. Полномочия лидера шире, чем у остальных учеников. Лидер озвучивает причины недовольства свои и класса. Он предлагает новое. В спорной ситуации ждут его реакции. Решение лидера принимает весь класс. Он способен взять ответственность за себя и за группу людей. С ним стремятся общаться, на него обращают внимание и его обсуждают. Необходимо обратить внимание на распределение командных ролей лидеров.

В психолого-педагогической литературе выделяют следующие командные роли лидеров в детском коллективе.

  1. Приводящий в действие, он же лидер – двигатель работы команды.
  2. Оценщик - именно «оценщик» способен вычленить из массы идей, рожденных коллективом в результате «мозгового штурма», те рациональные зерна, работа над которыми способна дать положительные результаты.
  3. Коллективист - поддерживает товарищеский климат в коллективе, создает командный дух, помогает устранять разногласия.
  4. Исполнитель - обладает высокой работоспособностью и самодисциплиной. Именно он является звеном, перерабатывающим идеи в рабочие задачи, и стержнем, регулирующим упорядоченность деятельности команды.
  5. Доводчик - контролирует процесс доведения дела до конца, следит, чтобы в процессе работы над проектом не упускались детали.
  6. Разведчик - выполняет функцию дипломата, находит новых партнеров, новые возможности, ведет переговоры и улаживает конфликты.
  7. Мыслитель - генерируют новые идеи, способные вывести из застоя и рутины работу всего коллектива. Именно они производят революцию во всех областях командной работы.  
  8. Координатор - обладает всеми чертами руководителя. Он прекрасный коммуникатор: умеет находить подход к каждому члену команды, не позволяет эмоциям властвовать над делом.
  9. Специалист - человек, незаменимый при возникновении критических ситуаций и разработке новых решений. Влияние лидера на коллектив сверстников может быть как положительным, так и отрицательным. Отрицательное выражается в давлении, навязывании своих ценностей, а положительное влияние проявляется, когда лидер призывает одноклассников участвовать в жизни школы, подает хороший пример и т.п. Заметив негативное влияние лидера на класс, учитель должен принять меры. Унижать такого ученика нельзя, чтобы не настроить против себя класс, желательно дискредитировать его с помощью педагогической ситуации, можно поставить его в положение, требующее проявления лучших человеческих качеств, и обратить внимание одноклассников на его поведение в щекотливой ситуации.

С положительным лидером учителю необходимо налаживать конструктивные взаимоотношения, с помощью такого ученика, который имеет реальное влияние на своих одноклассников, можно добиться отличных результатов в воспитательной работе.

В работе с отрицательными лидерами педагогу можно дать следующие рекомендации:

  • Если агрессивное поведение подростка создает в классе «моду» на агрессию, боритесь не с агрессивным лидером, а с подражанием ему. Выберите, на кого вы хотите воздействовать: на друзей лидера, на другого популярного подростка, на тех детей, кто в оппозиции с агрессивным лидером, или на учеников, которые не вовлечены в отношения с лидером.
  • Сверстники воспринимают лидера некритично, поэтому не пытайтесь развенчать его образ. Продемонстрируйте уважительное и заинтересованное отношение к тем, чье поведение вы хотите изменить. Поддерживайте индивидуальность учеников: интересуйтесь личным мнением, сравнивайте точки зрения, старайтесь услышать не только ответы, но и аргументацию.
  • Определите, какое поведение подражателей вы хотите искоренить, например, нарушения закона, курение, грубость. Негативно реагируйте на этот тип поведения: делайте замечания, запрещайте, ставьте в известность родителей, выражайте свое неодобрение.
  • Решите, какое поведение учащихся вы будете поддерживать. Например, вас устраивает готовность подростков к диалогу с вами, их чувство юмора или общительность. Поощряйте это: выслушивайте, хвалите, ведите диалог, задавайте вопросы. Не распространяйте оценку поведения агрессивного лидера на остальных. Например, замените фразу: «Ну, вы же не слушаете!» на обращение к лидеру: «Ты меня не слышишь».
  • Соблюдать личные границы подростков Личные границы – это предел, который нельзя нарушать без разрешения, область неприкосновенности. Личность имеет право на личную территорию, имущество, вкусы, чувства и желания. Человек воспринимает нарушение личных границ как насилие и может проявлять ответное насилие: неуважение, пренебрежение, пассивный протест, открытую агрессию.
  • Следите за корректностью своих высказываний и действий и будьте внимательны к высказываниям подростка.
  • Уважайте личные границы подростка. Ведите себя в соответствии с поставленной задачей, осознавайте границы своей компетентности и профессиональных функций. Не оценивайте внешность, прическу, одежду, вкусы и симпатии подростка. Не трогайте и не отбирайте его личные вещи.
  • Соблюдайте правило: «Хвалить исполнителя, критиковать исполнение». Храните тайны, не разглашайте то, что узнали о подростке от других людей или от него самого в личной беседе.
  • Признайте право подростка чувствовать что-то свое и по-своему относиться к ситуации. Не стыдите, не ругайте, не уговаривайте, когда подросток проявляет свои чувства. Не обесценивайте его переживания. Например, откажитесь от фразы: «Что ты злишься из-за ерунды». Подросток воспримет такое отношение как несправедливость. Если хотите выразить свое отношение к чувствам подростка, говорите именно о себе: «Я этого не понимаю» или «А мне нравится».
  • Следите, каждый ли ученик вовлечен в урок. Быстро и ясно реагируйте на безделье. Старайтесь, чтобы каждый ученик осмысленно участвовал в уроке. Приводите аргументы, когда оцениваете содержание или результат деятельности ученика.
  • Поддерживайте собранный ухоженный вид, не теряйте самоконтроль. Содержите кабинет, рабочие материалы и журнал в порядке. Уважайте собственные чувства и желания, ясно выражайте их, когда они возникают. Изменяйте или завершайте те отношения, в которых партнер по общению придирается, нападает, обижает, дает непрошеные советы и оценки, унижает вас.

В работе с детским коллективом необходимо обратить внимание на качества, которые присущи лидерам. Это - целеполагание, мотивация, влияние, планирование, командообразование, эмпатия, гибкость.

Самым эффективным способом работы с лидерами подростками является сотрудничество.

  1. Принимайте лидера всерьез. Считайтесь с его мнением. Не опекайте чрезмерно и не давите на него.
  2. Установите партнерские отношения. Помните, у Вас с лидером общая цель - поддерживать такую атмосферу в классе, которая будет помогать продуктивному образовательному процессу.
  3. Замечайте и поддерживайте его интересы и инициативу. Не игнорируйте, не запрещайте что-то лидеру, если это не вредит образовательному процессу.
  4. Выслушивайте до конца. Будьте тем, кто его слышит - и он научится слышать вас и считаться с вашим мнением.
  5. Поддерживайте устойчивые отношения. Старайтесь ежедневно хотя бы две минуты разговаривать с лидером.
  6. Не ругайте его при остальных учениках. Не высказывайтесь о нем насмешливо, тем более - унизительно. Выражайте свое недовольство в личной беседе.

В заключение хотелось бы привести слова Сергея Лукьяненко: «Лидер – это не тот, кто впереди на лихом коне, это тот, кто направит каждого в нужную сторону и сумеет вовремя остановиться сам».

свернуть

Психологические особенности младшего подросткового возраста

Адаптация детей в 1 классе

Адаптация детей в 1 классе

 

Очень сложным для первоклассника является период адаптации к школе. Обычно он составляет от 4 до 7 недель. У детей появляются функциональные отклонения, которые вызваны той нагрузкой, которую испытывает психика ребенка, его организм в связи с резким изменением образа жизни.

На что же в этот период обратить особое внимание? Прежде всего – постепенно приучать ребенка к новой организации жизни, в которой чередуется такие виды деятельности, как ЗАНЯТИЕ, ОТДЫХ, ИГРЫ, ПИТАНИЕ, СОН.

В этом смысле в более благоприятном положении находятся воспитанники детских садов, которые уже привыкли к определенному распорядку дня.

Задача психолога, помогать учащимся быстрее адаптироваться, а учителю – найти правильный подход к каждому ребенку. Особое внимание уделяется тем детям, у которых наблюдаются ярко выраженные функциональные отклонения, а в основном в течение адаптационного периода целесообразнее оставить класс «наедине с учителям» и вмешиваться лишь по специальной просьбе педагога или родителей.

Большинство детей адаптируются к школе достаточно быстро, функциональные отклонения проходят как бы сами собой, однако есть первоклассники, у которых этот процесс сильно затягивается, а у некоторых полноценной адаптации к школе на первом году обучения так и не происходит (следует иметь в виду, что это может происходить на фоне хорошей успеваемости).

В этих случаях задача педагога оказать консультативную помощь в понимании причин и поиске таких приемов и способов воспитательной работы, которые помогли бы ребенку лучше приспособится к школе.

Самый важный результат такой помощи – это воспитать у ребенка положительное отношение к школьной деятельности, ко всем лицам, участвующим в учебном процессе ребенка – родителям и педагогам.

Когда учеба приносит радость, школа не является проблемой. Большую роль играют отношения родителей к школьной жизни, успехам ребенка. Между ребенком и взрослым существует три типа общения:

 

БЫТОВОЙ, ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ, ЛИЧНОСТНЫЙ.

 

Чаще родители используют бытовой тип общения со своим ребенком, реже познавательный, который зачастую исходит от самого ребенка «что это?», «почему?», задает он нам вопросы и мы, порой без интереса, отвечаем им, лишь бы отвязался. Ну а личностное общение с маленькими детьми родители вообще порой исключают, дескать, еще мал, все равно не поймет и ошибаются.

Именно такое общение ребенка со взрослым как с равным имеет особое значение для психического развития ребенка. Оно способствует формированию у детей «активно-положительного» отношения к взрослым, стимулирует тенденции к независимому поведению (самостоятельности), это имеет решающее значение и для развития общения со сверстниками, влияет на психологическую готовность детей к обучению в школе.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

ПО АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

 

1. Постепенно приучать ребенка к новой организации жизни, в которой чередуются занятия, отдых, игры, питание, сон.

2. Не фиксировать внимание ребенка на оценке. Лучше оценить его желание учиться и старания.

3. Оценивая успехи, не сравнивайте его с другими детьми, старайтесь подбодрить, не скупитесь на теплоту.

4. Будьте спокойны, терпеливы, ласковы и выдержаны, не кричите, если что не так.

5. Необходимо регламентировать время и продолжительность подготовки домашних заданий.

6. Оптимальным для подготовки домашних заданий считается период с 15 до 16 часов, через каждые 25-30 минут – перерыв.

7. Воспитывать у ребенка положительное отношение к учителю и к школьной деятельности.

8. Помощь взрослых должна проявляться в том, чтобы создать для ребенка условия для достижения самостоятельного успеха.

свернуть

Три кита адаптации ребенка к школе. Советы психолога родителям школьников.

8 причин, по которым дети не слышат своих родителей. Что делать, если ребенок вас игнорирует?

Советы родителям

Дорогие родители!

Школа предлагает вам сотрудничество в воспитании вашего ребенка. Ваш ребенок для вас — это ваше будущее, это ваше бес­смертие. Ведь каждый человек физически продолжается в своих детях, внуках, в своих потомках. И вы, конечно, хотите, чтобы ваше физическое продолжение было достойным, чтобы оно не только сохранило все ваши достоинства, но и преумножило их.

Мы — школа, учителя — тоже крайне заинтересованы в том, чтобы ваш ребенок стал полноценным человеком, культурной, высоконравственной, творчески активной и социально зрелой личностью. Для этого мы работаем, отдаем детям свои души и сердца, свой опыт и знания. Для того чтобы наше сотрудничество было плодотворным, мы рекомендуем вам придерживаться в воспитании вашего ребенка следующих правил:

  1. Семья — это материальная и духовная ячейка для воспитания детей, для супружеского счастья и радости. Основой, стержнем семьи является супружеская любовь, взаимная забота и уважение. Ребенок должен быть членом семьи, но не ее центром. Когда ребенок становится центром семьи и родители приносят себя ему в жертву, он вырастает эгоистом с завышенной самооценкой, он считает, что «все должно быть для него». За такую безрассудную любовь к себе он зачастую отплачивает злом — пренебрежением к родителям, к семье, к людям.
    Не менее вредно, конечно, равнодушное, тем более пренебрежительное отношение к ребенку. Избегайте крайностей в любви к ребенку.
  1. Главный закон семьи: все заботятся о каждом члене семьи, а каждый член семьи в меру своих возможностей заботится обо всей семье. Ваш ребенок должен твердо усвоить этот закон.
  2. Воспитание ребенка в семье — это достойное, непрерывное приобре­тение им в процессе жизни в семье полезного, ценного жизненного опыта. Глав­ное средство воспитания ребенка — это пример родителей, их поведение, их деятельность, это заинтересованное участие ребенка в жизни семьи, в ее за­ботах и радостях, это труд и добросовестное выполнение им ваших поручений. Слова — вспомогательное средство. Ребенок должен выполнять определенную, все усложняющуюся по мере взросления работу по дому для себя, для всей семьи.
  3. Развитие ребенка — это развитие его самостоятельности. Поэтому не опекайте его, не делайте за него то, что он может и должен сделать сам. Помогайте ему в приобретении умений и навыков, пусть он научится делать все то, что умеете вы. Не страшно, если он сделает что-то не так, как надо: ему полезен опыт ошибок и неудач. Разъясняйте ему его ошибки, обсуждайте их вместе с ним, но не наказывайте за них. Предоставьте ему возможность попробовать себя в разных делах, чтобы определить свои способности, интересы и склонности.
  4. Основа поведения ребенка — это его привычки. Следите за тем, чтобы у него образовались добрые, хорошие привычки и не возникали дурные. Нау­чите его различать добро и зло. Разъясняйте вред курения, алкоголя, наркотиков, распущенности, лжи. Учите его любить свой дом, свою семью, добрых людей, свой край.
    Важнейшей привычкой для него должно стать соблюдение режима дня. Выработайте вместе с ним разумный режим дня и строго следите за его выполнением.

6. Для воспитания ребенка очень вредны противоречия в требованиях родителей. Согласуйте их между собой. Еще более вредны противоречия между вашими требованиями и требованиями школы, учителей. Если вы не согласны с нашими требованиями или они вам непонятны, придите к нам, и мы вместе обсудим возникшие проблемы.

  1. Очень важно создать в семье спокойный, доброжелательный климат, когда никто ни на кого не кричит, когда даже ошибки и проступки обсуждаются без брани и истерики. Психическое развитие ребенка, формирование его личности в большой степени зависит от стиля семейного воспитания. Нормальный стиль — это демократический, когда детям предоставляется определенная самостоятельность, когда относятся к ним с теплотой и уважают их личность. Конечно, необходим некоторый контроль за поведением и учением ребенка с целью оказания ему помощи в трудных ситуациях. Но важнее всячески способствовать развитию у него самоконтроля, самоанализа и саморегуляции своей деятельности и поведения. Не оскорбляйте ребенка своими подозрениями, доверяйте ему. Ваше доверие, основанное на знании, будет воспитывать у него личную ответственность. Не наказывайте ребенка за правду, если он признался в своих ошибках сам.
  2. Приучайте ребенка заботиться о младших и старших в семье. Мальчик пусть уступает девочке, с этого начинается воспитание будущих отцов и матерей, подготовка счастливого супружества.
  3. Следите за здоровьем ребенка. Приучайте его заботиться самому о своем здоровье, о физическом развитии. Помните, что за годы обучения в школе ребенок переживает в той или иной форме возрастные кризисы: в 6-7 лет, когда у ребенка возникает внутренняя позиция, осознание своих чувств и переживаний; кризис полового созревания, проходящий обычно у девочек на 2 года раньше, чем у мальчиков, и юношеский кризис поиска своего места в жизни.  Будьте внимательны к ребенку в эти кризисные периоды, меняйте стиль своего отношения к нему по мере перехода от одного возрастного периода к другому.
  4. Семья — это дом, и как всякий дом он может со временем ветшать и нуждаться в ремонте и обновлении. Не забудьте время от времени проверять, не нуждается ли ваш семейный дом в обновлении и ремонте.

Желаем вам успехов в трудном и благородном деле семейного воспитания вашего ребенка, пусть он приносит вам радость и счастье!

свернуть