Знаменитые выпускники

Виктор Владимирович Грузинский — советский и белорусский физик, доктор физико-математических наук, профессор.

Биография

Грузинский Виктор Владимирович родился  21 августа 1933 г. в городе Слуцке Минской области, с отличием закончил среднюю школу №5 и затем  – физико-математический факультет БГУ.  С 1957 года работал в Институте физики АН БССР под руководством Н. А. Борисевича, с 1983 года являлся заведующим кафедрой общей физики физического факультета БГУ, одновременно руководил Лабораторией электронной спектроскопии и оптики Института молекулярной и атомной физики НАН Беларуси.

В.В. Грузинский подготовил 18 кандидатов наук, разработал несколько учебных курсов, написал учебник для средней школы.

Научная деятельность

Научные работы Грузинского посвящены спектроскопии сложных молекул, квантовой электроникенелинейной оптике. Он внёс значительный вклад в изучение люминесценции молекулярных паров, развитие лазеров на красителях и газовых лазеров, в исследование вынужденного комбинационного рассеяния. Грузинский обнаружил ряд новых активных сред для лазеров, развил спектроскопию свободных молекул с возбуждением электронным пучком, создал ряд устройств для преобразования излучения и диагностики плазмы, а также лазер с катодолюминесцентной накачкой. За участие в развитии спектроскопии свободных сложных молекул в 1980 году Грузинский был удостоен Ленинской премии.

Награды

Ленинская премия (1980)

Две Почётные грамоты Верховного Совета Белоруссии

Медаль «За доблестный труд»

Почётная грамота ЦК ВЛКСМ

Знак «Изобретатель СССР»

Публикации

Грузинский является автором более 200 научных статей, в числе которых:

Фридрих Иосифович Фалевич: «Их имена достойны звания праведников народов мира»

 

Воспоминания Фалевича Фридриха Иосифовича, председателя Слуцкой еврейской общины «Помни!», на сегодняшний день единственного живого узника Слуцких гетто, о начале Великой Отечественной войны и настоящем подвиге одной белорусской семьи: 

«Великая Отечественная война вошла в мой родной город Слуцк в июне 1941 года.

В это время наша семья состояла из 6 человек: отца, Иосифа Израилевича (1905 г.р.), метери, Юлии Гиршевны (1906 г.р.) и четырех сыновей – Игоря (1926 г.р.), Бориса (1929 г.р.), меня (Фридриха, 1934 г.р.) и Григория (1940 г.р). Все мы проживали в городе Слуцке в частном доме, недалеко от Слуцкой гимназии №1, напротив Слуцкой котельной.

Отец до начала войны занимал руководящую должность в городе, был членом Коммунистической партии. Мама не работала – занималась воспитанием детей, да и по дому хватало работы, ведь семья была большая.

Вспоминаю 22 июня 1941 года… Утром отец ушел в военкомат. Вскоре, возвратившись оттуда, лишь прихватил с собой пару вещей и обратился к маме:

— Юля, прощай, береги детей…

С того дня наша семья его больше не видела…

Только в конце 1945 года маме пришло извещение, что ее муж, Фалевич Иосиф Израилевич, пропал без вести.

Было принято решение отправиться в эвакуацию, не дожидаясь прихода оккупантов — оставаться в городе было опасно. Собрав самое необходимое, усадив троих детей на повозку (старший брат Игорь выехал раньше нас с родней, и ему удалось вовремя пересечь оккупированную территорию; с ним мы увиделись уже только после войны), мы вместе с мамой и родственниками направились в сторону Бобруйска. Но, к сожалению, немецкие войска уже успели нас нагнать, и взорванные буквально за несколько дней мосты под Бобруйском полностью отрезали нам дорогу к дальнейшей эвакуации…

В первых числах июля 1941 года началась перепись еврейского населения, людей стали постепенно свозить в гетто N1, расположившееся в Слуцке по ул. Володарского  в бывшем военном городке (ныне это ул. М. Богдановича, район бывшего 10 военного городка). Наша семья и семья маминой сестры – мы все оказались за высоким забором… Я не буду останавливаться подробно на том, какое унижение и страх терпели там люди – это отдельная и тоже болезненная тема. Но помню, что вывоз людей на уничтожение происходил ежедневно: оккупанты избавлялись от больных, проблемных детей, немощных стариков – тех, кого нельзя было использовать как бесплатную рабочую силу.

В один из дней августа 1941 года ряды смертников пополнили и мои родные: бабушка (мать отца) и младший братик Григорий… Я в это время, хоть и находился на территории гетто, сумел укрыться в районе бывшей столовой. Мама и брат Борис в это время находились на работах за территорией гетто.

Войнилович Константин Адольфович (1884 г.р.) также хорошо знал моего отца до войны и относился к нему с уважением – он, понимая всю опасность ситуации, осознавая, чем может закончиться укрытие и помощь еврейской семье, помог нам.

Вечером, 25-26 октября 1941 года, мы ждали Могилевца. Он же, подгадав момент, когда на проходной гетто дежурили только полицейские, гестаповцев не было, в наступившей темноте договорился с ними и вывел нашу семью из лона смерти на свой и наш страх и риск, перевел нас через дорогу и завел в дом, где нас ждал Войнилович Константин Адольфович.

С этого момента, поселившись в пустующем доме одной еврейской семьи, находящейся в это время в эвакуации, свою судьбу мы доверили семье Войниловичей. Так началась новая эпопея нашего спасения.

Да, спасения, потому что буквально 27 октября 1941 года украдкой, через окна, выходящие на гетто, мы видели, как выводили  на смерть из гетто N1 людей и гнали в сторону  Горовахи (об этом мы узнали позже), в направлении д. Селище Слуцкого района (несколько километров от Слуцка), где расстреливали их в березовой роще. В той могиле, огромной яме, было погребено около 8.000 ни в чем не повинных людей лишь за то, что они родились евреями… После войны, примерно в 1958 году, на месте уничтоженных людей был установлен памятник.

…Войниловичи жили недалеко от дома, в котором мы скрывались около 5 месяцев (с октября 1941 года по март 1942 года). Семья Войниловичей тоже была большая и состояла из пяти человек.

Эта семья, понимая всю ответственность этого вопроса, рискуя собственной жизнью, спасала нашу семью: и взрослые, и дети украдкой, по возможности, в тайне от всех знакомых и соседей, по ночам регулярно навещали нас, приносили продукты питания, воду, одежду. Даже трудно представить себе, чем это могло все закончиться!

Однако в феврале 1942 года кто-то заметил, что в этом пустующем доме что-то не так. Все чаще вокруг дома прохаживались местные жители,  гестаповцы. Страх охватывал всех нас…

Мы вынуждены были спуститься в погреб, находящийся под домом, и целыми днями просиживать там, в холоде, ужасе и ожидании развязки. Войниловичей и эта ситуация не испугала – они по-прежнему навещали нас, но, безусловно, с большей осторожностью. Так длилось до марта 1942 года.

В один из первых дней весны 1942-го нас вновь украдкой посетил тот же полицейский Могилевец Николай и сообщил, что надвигается беда – за домом установлена слежка, и пострадают все, возможности нам помогать больше нет.

Нужно было уходить, но куда… Вариантов на тот момент не было — взрослые приняли решение. В марте на территории Школища (сегодня это ул. Парижской Коммуны) в Слуцке фашистские оккупанты начали формировать новое гетто N2.  В одну из ночей, чтобы не подставлять семью Войниловичей, Могилевец отвел нашу семью в это гетто.

…Сегодня, находясь в возрасте 80 лет, я не перестаю вспоминать события давно минувших дней, хотя было мне тогда всего-то 7-8 лет. Такое забыть невозможно – и нельзя забывать.

Из свидетелей тех далеких событий из наших двух семей остались лишь трое: я, сын и дочь  Войниловичей — Эдуард (1934 г.р.) Елена (1936 г.р.).

Согласно израильскому закону о Памяти катастрофы, неевреи, спасавшие евреев в годы нацистской оккупации, рискуя при этом собственной жизнью, причисляются к Праведникам народов мира. Их имена заносятся на Стену почета в Аллее праведников в музее Яд Вашем в Иерусалиме, а сами праведники или их наследники награждаются почетным сертификатом и именной медалью.

Их имена должны стать достоянием и примером для будущих поколений».

 

Записала Наталья Бабина

 

Старая фотография…

 

Старая фотография... Держишь в руках фрагмент – мгновение чьей-то жизни. Держишь осторожно, будто боясь резким движением разрушить запечатлённый миг.

Да, такие фотографии просто не получается  смотреть быстро. Они словно заставляют подумать о быстротечности жизни, о том, что из таких, казалось бы, незначительных фрагментов жизни отдельного человека составляется история целого народа. Время точно останавливается, даря над собою власть: не спеши, человек, прикоснись к тому, что тебе недоступно…

Несколько таких старых чёрно-белых фотографий взял с собой на встречу с шестиклассниками Фридрих Иосифович Фалевич, выпускник 1951 года нашей школы (первый ряд,  второй слева).

О том, как в Слуцк пришла война, об ужасах гетто, о желании выжить и обязательно победить рассказал наш гость во время той встречи.

 Многие школьники впервые слушали рассказ свидетеля и участника тех страшных событий далёких военных лет. Воспоминание о прошлом для Фридриха Иосифовича точно проживание  его в очередной раз. Дрожь в голосе, паузы в рассказе – чувствовалось, насколько трудно говорить об этом. Ребята прониклись настроением гостя. Их, несомненно, взволновал рассказ Фридриха Иосифовича. Договорились, что он придёт ещё раз и расскажет о восстановлении Слуцка после войны.

Во время второй встречи гость рассказывал о мирной жизни нашего города, о школе и учителях, о своём взрослом детстве. И вновь – вопросы и ответы, волнующее возвращение в прошлое… Трогательный разговор нынешних шестиклассников и человека, пережившего войну…

А в конце разговора – фотография на память. Что ждёт её через много-много лет?

Василевич Николай Ильич

Родился 19 декабря 1939 г. в д. Варковичи Слуцкого района. Закончил СШ № 5 г. Слуцка.

После учебы в Марьиногорском сельскохозяйственном техникуме с марта 1960 года работал бригадиром колхоза «Правда» Минского района. Отслужив три с половиной года в Советской Армии, Николай Ильич стал агрономом колхоза имени Энгельса Слуцкого района, одновременно учился в Белорусской сельскохозяйственной академии, получил диплом по специальности ученый агроном.

В 1968 Николая Ильича назначили директором совхоза «Танежицы», а в 1974 году – заместителем председателя Слуцкого райисполкома, начальником управления сельского хозяйства.

В сентябре 1976 года хлеборобы колхоза «Ленинский путь» (с 2003 года сельскохозяйственный производственный кооператив «Агрофирма «Лучники») выбрали Николая Ильича председателем правления хозяйства. Под руководством Н.И.Василевича хлеборобы СПК «Агрофирмы «Лучники» достигли отличных результатов в производстве сельскохозяйственной продукции, неоднократно становились победителями трудовых соревнований в районе, области, республике, а до 1991 года – и во всесоюзном масштабе. Сельскохозяйственный производственный кооператив «Агрофирма «Лучники» стал центром по обмену опытом работы сельхозпроизводителей, базовым хозяйством по подготовке управляющих кадров агропромышленном комплексе.

 

 Василевич Николай Ильич неоднократно избирался депутатом Слуцкого районного и Серяжского сельского Советов депутатов. Делегат второго Всебелорусского народного собрания (2001).

Заслуженный работник сельского хозяйства СССР (1985), член Совета колхозников СССР (1989), Академик Белорусской инженерно-технологической академии (1998), Заслуженный работник СПК «Агрофирма “Лучники”».

Награждён орденами Ленина (1981), Трудового Красного Знамени (1972), Отечества III степени (2006), равноапостольного великого князя Владимира III степени, медалями «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина» (1970), четырьмя золотыми (1978, 1982, 1985, 1988) и бронзовой (1974) ВДНХ СССР, юбилейной «60 лет Победы в Великой Отечественной войне» (2005), Почётной Грамотой Верховного Совета БССР (1979), Совета Министров Республики Беларусь (1999). Объявлена Благодарность Президента Республики Беларусь Александра Григорьевича Лукашенко за плодотворный труд, добросовестное исполнение должностных обязанностей (2001).

Саванович Лилия Михайловна

Родилась 20 сентября 1940 года в д. Лучники Слуцкого района. Закончила Лучниковскую школу, СШ № 5 г. Слуцка, Гродненский институт сельского хозяйства (1970).

В колхозе «Ленинский путь» с 1957 г. Работала дояркой, сепараторщиком, заведующей МТФ, главным зоотехником, заместителем председателя.

В 1984–2008 годах – председатель колхоза им. Орджоникидзе (СПК «Весейский покров») Слуцкого района. Депутат Верховного Совета СССР (1980–1984), Минского областного и Слуцкого районного Советов депутатов. Делегат XXX съезда КПСС, первого Всебелорусского народного собрания.

Награждена орденами Ленина (1988), Трудового Красного Знамени (1982), медалями «За трудовую доблесть» (1971), «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина» (1970), золотой, двумя серебряными, двумя бронзовыми ВДНХ СССР, двумя Почётными Грамотами Верховного Совета БССР.

Михаил Иванович Якимович

 

Родился 13 января 1967 г. в г. Слуцке Минской области. Заслуженный мастер спорта. Окончил Среднюю школу №5 г.Слуцка в 1984 году. 

Чемпион Игр XXV Олимпиады в Барселоне (Испания) 1992 г. в составе объединенной  команды СНГ. 

Серебряный призер чемпионата мира 1990 г. 

Обладатель Кубка европейских чемпионов в составе клуба СКА (Минск) 1987, 1989, 1990 гг. и испанских клубов «Тека-Кантабрия» 1994 г. и «Сан Антонио» 2001 г. 

Обладатель Кубка кубков европейских стран в составе клуба СКА (Минск) 1988 г. и испанских клубов «Тека» 1998 г., «Сан-Антонио» 2000, 2004 гг. 

Обладатель Суперкубка 1989 г. в составе команды СКА (Минск). 

Обладатель Кубка ЕГФ 1993 г. 

Двукратный чемпион СССР – 1988–1989 гг., серебряный призер чемпионатов СССР и СНГ 1987, 1990, 1992 гг., бронзовый призер чемпионата СССР 1991 г. 

Чемпион Испании 1993–1994 гг. в составе команды «Тека», серебряный призер 1999 г., бронзовый 1995 г. в составе команды «Сан-Антонио». 

Обладатель Суперкубка Испании 1993–1995, 2002, 2003 гг. в составе команды «Тека». 

Выступал за команды Беларуси (СКА, Минск), Испании («Тека-Кантабрия», «Каха-Кантабрия», Сантадер, «Сан-Антонио», Памплона). 

Почетный гражданин г. Слуцка. 

До московской Олимпиады-80 оставалось два года. До первой исторической победы минского СКА в чемпионате СССР — три...

Шел 1978-й год… В это время в провинциальном Слуцке произошло совершенно рядовое событие. Не по годам упитанному парню Мише Якимовичу надоело месить осеннюю грязь, гоняя во дворе в футбол с друзьями, и он решил испытать себя в иной ипостаси. Для гимнастики его комплекция была явно неподходящей, поэтому кроме гандбола выбора не оставалось. И Михаил отправился на первую в своей жизни тренировку в СШ №5. Так начался спортивный путь будущего рекордсмена среди белорусских гандболистов по числу титулов.

Миша со своей медвежьей статью и коронными бросками с опоры обладал еще и потрясающим трудолюбием. Благодаря таким данным, помноженным на талант и тренерский гений Спартака Мироновича, Михаил Якимович смог стать одним из лучших полусредних в мировом гандболе.

В Минск Якимович-средний (есть еще старший брат, никакого отношения к гандболу не имеющий и младший, больших высот в гандболе не достигший) попал стараниями первого тренера Давида Резникова, написавшего письмо в соответствующие инстанции и выбившего для своего ученика место в белорусской столице. В то время на предприятиях и в учебных заведениях специально отводился определенный резерв для жителей провинции. Миша свой шанс не упустил...

В полный голос он заявил о себе в 20 лет во время международного турнира в Ленинграде. Тогда в СКА на месте левого полусреднего тон задавал Эдуард Скоров. В одной из игр у Скорова не заладилось, а вышедший на площадку вместо него грузноватый Михаил вдруг стал один за другим вгонять мячи в ворота соперника, заставляя пугаться мощи своих бросков. С тех пор этот неуклюжий, на первый взгляд, юноша редко наблюдал матчи со скамейки запасных...

Со временем Михаил Якимович прочно прописался в числе лучших бомбардиров чемпионата СССР. Он стал настоящим лидером не только минского СКА, но и первенства СССР.

…На чемпионате мира 1990 года Михаил Якимович в составе сборной Советского Союза мог завоевать свой первый трофей. Но не судьба. В финале гандболисты СССР уступили еще одной великой команде – своим вечным соперникам – шведам. Многие «старожилы» команды после этой неудачи расстались со сборной. А в 1991-м парни с надписью «СССР» на майках уступили еще и Суперкубок. В довершение ко всем несчастьям накануне Олимпийских игр в Барселоне сборная вчистую проиграла в товарищеском поединке команде Германии. После этого из  состава команды исчезли такие гранды, как Тюменцев, Атавин, Нестеров...

Команду, по сути, лепили заново, и на Игры поехали хоть и «тертые калачи», но в основном выступавшие в сборной на вторых ролях. Казалось, команда успеха не добьется. Да и задачи «кровь из носу выиграть золото» в этой суматохе никто не ставил. Место на пьедестале виделось пределом мечтаний. Но сами ребята думали по-другому. Они понимали, что вместе играют в последний раз и такой команды больше не будет.

Во многом определяющим стал первый поединок с недавними обидчиками – немцами. Команду было просто не узнать, финальный свисток зафиксировал преимущество советской школы гандбола с разницей в 10 мячей! Потом была игра с крепкими французами – всего один мяч преимущества. И пошло-поехало.

– Самая тяжелая игра – полуфинал, – вспоминает Михаил Якимович. – В труднейшей борьбе одолели Исландию. Сил после победы не хватило даже на радость.

Ну а финал – как сон…

Эта медаль, как и многие другие, сейчас в Испании. Михаил отвел для них в доме специальный уголок, что-то вроде Доски почета, напоминающей о прожитых годах и пройденном пути. Он не видит причин обижаться на свою судьбу. Его гандбольная жизнь и в самом деле удалась – собрать столько трофеев удается только великим спортсменам. Кстати, после развала СССР сразу две страны предложили Михаилу Якимовичу гражданство: Россия и Испания. Варианты более чем заманчивые, против которых многие не смогли устоять. Но Миша подумал, прикинул и решил приехать в родную Беларусь на отборочный матч с хорватами...

А в Испании он вновь испытал сладкий вкус победы, выиграв и местный чемпионат, и Суперкубок, и Кубок ЕГФ, и Кубок европейских чемпионов, и Кубок обладателей кубков европейских стран! Причем последний трофей он держал в руках ровно через 10 лет после того, как выиграл его вместе с минским СКА!

По окончании карьеры Михаил Якимович видит перед собой только тренерскую стезю. Якимович всегда на первый план ставил победу своей команды и для ее достижения готов был на все.

А иначе великими, наверное, и не становятся…

Юрий Антонович Пышник – мастер спорта по футболу, заслуженный тренер Беларуси.

Статья Владимира Хворова, опубликованная 26.04.2018 на сайте nasledie-sluck.by Pyshnik