Законным представителям

Рекомендации для родителей первоклассников

Преемственность между дошкольным образованием и первой ступенью общего среднего образования

В процессе организации образовательного процесса на первый план выдвигаются вопросы преемственности в деятельности дошкольных учреждений, начальной школы в тесном контакте с семьёй. Преемственность в работе групп детского сада и начальных классов заключается в установлении необходимой связи и правильного соотношения между выполнением программных требований групп детского сада, начальных классов.

Под преемственностью понимается создание в деятельности групп детского сада и начальных классах медико-биологических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие детей, формирование у них умений и навыков, знаний, усвоение правил поведения в обществе.

Основные цели и задачи:

  • создание оптимальных психолого-педагогических, медико-гигиенических условий для реализации единой линии развития ребёнка на этапах дошкольного и начального школьного образования;
  • обеспечение разностороннего развития детей дошкольного возраста с учётом возможностей и специфики школьной жизни, наряду с освоением важнейших навыков, умений учебной деятельности.
  • осуществление общих подходов к организации образовательного процесса;
  • соблюдение единых принципов построения программ и методик;
  • осуществление общих подходов при подготовке педагогических кадров дошкольного и начального школьного образования;
  • создание оптимальных медико-биологических и психолого-педагогических условий для благоприятной адаптации детей дошкольного возраста в начальной школе.

Направления:

  • содержание детской деятельности как в детском саду, так и в школе;
  • использование разнообразных игр, занятий «неурочного» типа;
  • максимальное обеспечение двигательной активности детей, создание условий для полноценного физического развития, укрепления здоровья, профилактики утомляемости, использование дидактических, подвижных игр при обучении грамоте, математике, включения в занятия пауз, минуток отдыха в виде психологических игр и упражнений;
  • изменение форм общения детей как на занятиях в детском саду, так и на уроках в школе, обеспечив ребёнку возможность ориентироваться на партнёра-сверстника,
  • взаимодействовать с ним и учиться поддерживать диалогическое общение между детьми, признавать право ребёнка на инициативные высказывания, право на ошибку.

Памятка 1. Что нужно первокласснику

Памятка 2. Десять советов родителям будущих первоклассников

Памятка 3. Ежедневный рацион первоклассника

Тест «Готов ли ваш ребёнок к школе?»

 

 

Рекомендации для родителей первоклассников

 

Ребёнку, начинающему обучение в школе, необходима моральная и эмоциональная поддержка. Его надо не просто хвалить (и поменьше ругать, а лучше вообще не ругать), а хвалить именно тогда, когда он что-то делает.

Но помните:

1) ни в коем случае не сравнивать его посредственные результаты с эталоном, то есть с требованиями школьной программы, достижениями других, более успешных в учёбе. Лучше вообще никогда не сравнивать ребёнка с другими детьми (вспомните своё детство).

2) можно сравнивать ребёнка только с ним самим и хвалить только за одно: улучшение его собственных результатов. Если во вчерашнем домашнем задании он сделал 3 ошибки, а в сегодняшнем – 2, это нужно отметить как реальный успех, который должен быть оценен родителями искренне и без иронии.

Соблюдение правил безболезненного оценивания школьных успехов должно сочетаться с поисками такой деятельности, в которой ребёнок может реализовать себя. Следует подчеркнуть, что раз он что-то научился делать хорошо, то постепенно научится всему остальному.

Родители должны терпеливо ждать успехов, ибо чаще всего замыкание «порочного круга» тревожности и происходит на школьных делах. Школа должна очень долго оставаться сферой щадящего оценивания.

Болезненность школьной сферы должна быть снижена любыми средствами: снизить ценность школьных отметок, показать ребёнку, что его любят не за хорошую учёбу, а любят, ценят, принимают как собственное дитя, не за что-то, а вопреки всему.

Как это можно сделать?

  1. Не показывать ребёнку свою озабоченность его школьными успехами.
  2. Искренне интересоваться школьной жизнью ребёнка и смещать фокус своего внимания с учёбы на отношения ребёнка с другими детьми, на подготовку и проведение школьных праздников, дежурства, экскурсий.
  3. Подчёркивать, выделять в качестве чрезвычайно значимой ту сферу деятельности, где ребёнок больше успешен, помогать тем самым обрести веру в себя.

Это поможет снижению тревоги, а так как ребёнок на уроках все же работает, у него накапливаются некоторые достижения. Благодаря такой девальвации школьных ценностей можно предупредить самый отрицательный результат – неприятие, отвержение школы, которая в подростковом возрасте может перейти в асоциальное поведение.

Таким образом, нельзя допустить, чтобы ребёнок был замкнут на своих школьных неудачах, ему надо помочь найти такую внеучебную деятельность, в которой он способен самоутвердиться. Впоследствии это скажется и на школьных делах. Чем больше родители фиксируют ребёнка на школе, тем это хуже для его школьных успехов, тем хуже для его личности.

Чем больше мы пытаемся воспитывать, давить, тем больше растёт сопротивление, которое проявляется иногда в резко отрицательном, ярко выраженном демонстративном поведении. Истеричность, капризность ребёнка порождается отсутствием любви, внимания, ласки, понимания со стороны родителей.

Чёткое распределите регуляцию родительского внимания к ребёнку по формуле «уделять ребёнку внимание не только когда он плохой, а когда он хороший, и больше, когда он хороший». Здесь главное замечать ребёнка, когда он незаметен, когда он не выкидывает фокусов, надеясь привлечь внимание.

Все замечания свести к минимуму, когда ребёнок «фокусничает», а главное, к минимуму свести эмоциональность ваших реакций, ибо именно эмоциональности ребёнок и добивается. Эмоциональность для такого ребёнка не наказание, а поощрение его ассоциативного способа привлечения внимания. Наказывать за истерики одним способом – лишением общения (спокойное, а не демонстративное).

Главная награда – это доброе, любящее, открытое, доверительное общение в те минуты, когда ребёнок спокоен, уравновешен, что-либо делает. (Хвалите его деятельность, работу, а не самого ребёнка, он всё равно не поверит). «Мне нравится твой рисунок». «Мне приятно видеть, как ты занимаешься со своим конструктором» и т.д.).

Ребёнку надо найти сферу, где он мог бы реализовать свою демонстративность (танцы, спорт, рисование и т.д.), в то же время нельзя допускать перегрузки детей деятельностью, организованной взрослыми.

Родители должны твёрдо оценить действенность этих рекомендаций и осознать, что в первое время изменение стиля общения с ребёнком приведёт не к снижению, а к взрыву негативизма, сопротивлению со стороны ребёнка. Когда ребёнок обнаружит, что средства, которые он до сих пор использовал, чтобы добиться внимания, перестали действовать, то первое, что он станет делать – это «прошибать стену лбом», то есть усилит свои средства воздействия на родителей. Но родители должны научиться слышать за этим детский крик о помощи, призыв к любви, вниманию, а не к наказанию (физическому), отвержению. Здесь нельзя срываться. Спокойно лишить внимания, не наказывать, не ругать. А когда приступ истерики пройдёт и ребёнок успокоится, найдёт себе занятие, вот здесь и проявить любовь, нежность, внимание (почитать, поиграть, вместе что-то поделать).

 

свернуть

Объём и количество обучающих и контрольных письменных работ

Объём и количество обучающих и контрольных письменных работ

 

Колькасць і аб’ём навучальных работ па развіцці звязнага вуснага і пісьмовага маўлення на І ступені агульнай сярэдняй адукацыі

 

Вучэбны прадмет ”Беларуская мова“ ва ўстановах агульнай сярэдняй адукацыі з рускай мовай навучання і выхавання

Від работы

І клас

ІІ клас

ІІІ клас

ІV клас

I паў- годдзе

II паў- годдзе

I паў- годдзе

II паў- годдзе

I паў- годдзе

II паў- годдзе

I паў- годдзе

II паў- годдзе

Пераказ

1

40-45 слоў

1

40-50 слоў

1

50-60 слоў

1

60-70  слоў

1

70-80 слоў

Сачыненне

1

1

1

1

Вучэбны прадмет ”Русский язык“ ва ўстановах агульнай сярэдняй адукацыі з рускай мовай навучання і выхавання

Від работы

І клас

ІІ клас

ІІІ клас

ІV клас

I паў- годдзе

II паў- годдзе

I паў- годдзе

II паў- годдзе

I паў- годдзе

II паў- годдзе

I паў- годдзе

II паў- годдзе

Пераказ

1

30-40 слоў

1

40-50 слоў

1

40-50 слоў

1

50-60 слоў

1

60-70 слоў

1

70-80 слоў

Сачыненне

1

1

1

1

 

 

Колькасць кантрольных  работ на I ступені агульнай сярэдняй адукацыі, іх віды і аб’ём

 

Вучэбны прадмет ”Беларуская мова“ ва ўстановах агульнай сярэдняй адукацыі з рускай мовай навучання і выхавання

 

 

Від работы

І клас

ІІ клас

ІІІ клас

ІV клас

 

I паў- годдзе

II паў- годдзе

I паў- годдзе

II паў- годдзе

I паў- годдзе

II паў- годдзе

I паў- годдзе

II паў- годдзе

 

Кантрольнае спісванне

1

20-25 слоў

 

Кантрольны дыктант

1

25-30 слоў

1

40-45 слоў

1

55-65

слоў

 

Кантрольны дыктант з граматычным заданнем

1

45-50 слоў

1

65-75 слоў

 

Кантрольная работа па тэме

1

1

1

2

2

2

 

Кантрольны слоўнікавы дыктант

1

5 слоў

1

6 слоў

2

8 слоў

2

10 слоў

2

10 слоў

2

12 слоў

 

Вучэбны прадмет ”Русский язык“ ва ўстановах агульнай сярэдняй адукацыі з рускай мовай навучання і выхавання

 

 

Від работы

І клас

ІІ клас

ІІІ клас

ІV клас

 

I паў- годдзе

II паў- годдзе

I паў- годдзе

II паў- годдзе

I паў- годдзе

II паў- годдзе

I паў- годдзе

II паў- годдзе

 

Кантрольнае спісванне

1

15-20 слоў

1

25-30 слоў

 

Кантрольны дыктант

1

35-40 слоў

1

40-45 слоў

1

55-65 слоў

 

Кантрольны дыктант з граматычным заданнем

1

45-50 слоў

1

65-75 слоў

 

Кантрольная работа па тэме

1

2

1

2

2

2

 

Кантрольны слоўнікавы дыктант

1

6 слоў

1

8 слоў

2

8 слоў

2

10 слоў

2

10 слоў

2

12 слоў

 

Вучэбны прадмет ”Беларуская літаратура“ ва ўстановах агульнай сярэдняй адукацыі з рускай мовай навучання і выхавання

 

Від работы

І клас

ІІ клас

ІІІ клас

ІV клас

I паў- годдзе

II паў- годдзе

I паў- годдзе

II паў- годдзе

I паў- годдзе

II паў- годдзе

I паў- годдзе

II паў- годдзе

Праверка навыку чытання

1

 

1

 

1

 

1

 

1

 

Праверка сфармірава-насці чытацкіх уменняў

1

1

Вучэбны прадмет ”Русская литература“ ва ўстановах агульнай сярэдняй адукацыі з рускай мовай навучання і выхавання

 

Від работы

І клас

ІІ клас

ІІІ клас

ІV клас

I паў- годдзе

II паў- годдзе

I паў- годдзе

II паў- годдзе

I паў- годдзе

II паў- годдзе

I паў- годдзе

II паў- годдзе

Праверка навыку чытання

1

 

1

1

1

1

1

1

Праверка сфармірава-насці чытацкіх уменняў

1

1

                                       

 

 

 

 

Вучэбны прадмет ”Матэматыка“

Від работы

І клас

ІІ клас

ІІІ клас

ІV клас

I паў- годдзе

II паў- годдзе

I паў- годдзе

II паў- годдзе

I паў- годдзе

II паў- годдзе

I паў- годдзе

II паў- годдзе

Кантрольная работа

-

1

2

2

2

2

2

2

Праверка навыкаў вуснага лічэння

-

1

1

1

1

1

1

1

                   

 

 

Колькасць кантрольных работ на II і III ступенях агульнай сярэдняй адукацыі

 

Віды работ

Колькасць кантрольных работ у навучальны год па класах

V

VІІ

VІІІ

ІХ

Х

(базавы/

павыш.)

ХІ

(базавы/

павыш.)

Вучэбны прадмет ”Беларуская мова“  

Дыктанты

2

2

2

2

2

2/2

2/2

Пераказы

2

2

2

 2*

 2*

2/2

2/2

Тэставая работа

1

1

1/2

1/2

Сачыненні

 

 

 

 

 

0/1

0/1

Вучэбны прадмет ”Беларуская лiтаратура“

Класныя сачыненнi

1

2/4

2/4

Вучэбны прадмет ”Русский язык“

Дыктанты

2

2

2

2

2

2/2

2/2

Пераказы

2

2

2

 2*

2*

2/2

2/2

Тэставая работа

1

1

1/2

1/2

Сачыненні

 

 

 

 

 

0/1

0/1

Вучэбны прадмет ”Русская литература“

Класныя сачыненнi

1

2/4

2/4

 

Іншыя вучэбныя прадметы

Вучэбныя прадметы

Колькасць кантрольных работ у навучальны год па класах

V

VІІ

VІІІ

ІХ

Х

(базавы/

павыш.)

ХІ

(базавы/

павыш.)

Матэматыка

6

6

8

8

8

6/8

6/8

Фізіка

4

4

4

4

4

Хімія

2

4

4

4/6

4/6

Біялогія

1

2

2

2

2

2

Інфарматыка

1

1

1

1

1

1

Астраномія

2

 

* У VІІІ і IX класах выконваецца кантрольны пераказ з дадатковымі заданнямі.

 

 

Аб’ём тэкстаў кантрольных работ (дыктант, пераказ), аб’ём слоўнікавага дыктанта, кантрольнага сачынення на II і III ступенях агульнай сярэдняй адукацыі

 

Клас

Аб’ём тэкстаў кантрольнага дыктанта*

Аб’ём слоўнікавага дыктанта

V

85–90 слоў

12–15 слоў

90–100 слоў

15–20 слоў

VІІ

100–110 слоў

20–25 слоў

VІІІ

110–125 слоў

25–30 слоў

ІХ

125–145 слоў

30–35 слоў

Х

145–170 слоў

35–40 слоў

ХІ

170–200 слоў

40–45 слоў

 

 

 

Клас

Аб’ём тэкстаў для пераказаў

Аб’ём сачыненняў

V

80–100 слоў

0,5–1 старонка

100–120 слоў

1–1,5 старонкі

VІІ

120–180 слоў

1–1,5 старонкі

VІІІ

180–240 слоў

1,5–2 старонкі

ІХ

240–340 слоў

2–3 старонкі

Х

340–450 слоў

3–4 старонкі

ХІ

450–600 слоў

да 5 старонак

 

* Пры наяўнасці дадатковых заданняў (не больш за 5) колькасць слоў у тэксце можа быць скарочана на 10 –20 слоў

 

Колькасць арфаграм і пунктаграм у тэкстах кантрольных дыктантаў па вучэбных прадметах ”Беларуская мова“, ”Русский язык“, ”Мова нацыянальнай меншасці“ на II і III ступенях агульнай сярэдняй адукацыі

 

Клас

Колькасць арфаграм у тэкстах кантрольных дыктантаў

Колькасць пунктаграм у тэкстах кантрольных дыктантаў

V

10

2–3

12

2–3

VІІ

16

3–4

VІІІ

20

4–5

ІХ

24

5–10

Х

26

10–15

ХІ

28

15–20

 

Согласно методическим рекомендациям по формированию культуры устной и письменной речи в учреждениях образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, утверждённым 6 июня 2016 г. (с изменениями от 24.07.2018 г.) заместителем министра образования Республики Беларусь Р.С.Сидоренко

 

 

Согласно Специфическим санитарно-эпидемиологическим требованиям к содержанию и эксплуатации учреждений образования, утверждённым постановлением Совета Министров Республики Беларусь 07.08.2019 № 525, контрольные работы и экзамены в учреждениях должны проводиться в соответствии с графиком, утвержденным руководителем учреждения не более чем по одному учебному предмету в день в одном классе (учебной группе). Проведение контрольных работ в пятницу и на последних часах учебных занятий запрещается в учреждениях общего среднего образования.

 

Самостоятельные, практические и лабораторные письменные работы проводятся в соответствии с календарно-тематическим планированием по учебному предмету.

свернуть

Права и обязанности родителей

О новых нормах по бесплатному питанию

 

Денежные нормы по возрастным категориям и приемам пищи. Постановление Совета Министров Республики Беларусь №29 от 17 января 2022г. Об изменении пост. СовМина РБ от 27.04.2013 №317 (изменения от 11.07.2022 №458)

Кол-во приемов пищи 6-10 лет 11-18 лет

Одноразовое питание

(3-6 часов)

1,69р. 1,96р.

Двухразовое питание

(6-8 часов)

2,82р. 3,26р.

 

свернуть

Сроки выдачи медицинской справки учащимся

Согласно порядку организации проведения медицинских осмотров детского населения медицинская справка обучающимся в учреждениях дошкольного и общего среднего образования выдается ОДИН РАЗ в ГОД по достижении ребенком паспортного возраста (в месяц рождения), что позволит обеспечить плановое проведение мед. осмотров и обследование детей с последующей качественной оценкой их состояния здоровья, а так же упорядочить процесс выдачи мед. справки и избежать больших очередей в учреждениях здравоохранения в начале учебного года.

свернуть