Преемственность

Письмо 24.02.2023 № 02-01-14/2404/дс

МIНIСТЭРСТВА АДУКАЦЫI

РЭСПУБЛIКI БЕЛАРУСЬ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

вул. Савецкая, 9,

220010, г. Мiнск

тэл. 327-47-36, факс 200-84-83

E-mail: root@minedu.unibel.by

 

ул. Советская, 9

220010, г. Минск

тел. 327-47-36, факс 200-84-83

E-mail: root@minedu.unibel.by

 

24.02.2023 № 02-01-14/2404/дс/

На № ____________от ____________

 

Структурные подразделения облисполкомов, Мингорисполкома, осуществляющие государственно-властные функции в сфере образования.

Об организации приема в  I классы учреждений общего среднего образования.

В целях обеспечения единых подходов к приему (зачислению) детей в I классы учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования (далее – УОСО), считаем необходимым обеспечить следующий порядок приема (зачисления) в  I классы.

Порядок приема (зачисления) детей в I классы УОСО регламентируется Кодексом Республики Беларусь об образовании (далее – Кодекс об образовании), Положением об учреждении общего среднего образования, утвержденным постановлением Министерства образования от 19.09.2022 № 322 (далее – Положение об УОСО), Инструкцией о порядке учета детей в целях получения ими общего среднего, специального образования, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24.08.2022 № 285.

В соответствии с частью первой пункта 1 статьи 151 Кодекса об образовании, местные исполнительные и распорядительные органы закрепляют за начальной школой, базовой школой, средней школой, гимназией (для получения общего базового образования) территорию соответствующей административно-территориальной (территориальной) единицы в целях обеспечения проживающим на этой территории гражданам Республики Беларусь, иностранным гражданам и лицам без гражданства, которые имеют равное с гражданами Республики Беларусь право на получение общего среднего образования, доступа к его получению (далее – микрорайон).

Преимущественное право при приеме (зачислении) в I классы названных УОСО имеют дети, проживающие в микрорайоне данного учреждения образования. В приеме (зачислении) ребенка, проживающего в микрорайоне УОСО, может быть отказано только по причине отсутствия в нем свободного места. При наличии свободных мест в УОСО могут приниматься дети независимо от места их жительства.

В соответствии с пунктом 72 Положения об УОСО, прием документов для зачисления в I классы УОСО детей, проживающих по микрорайону, необходимо осуществлять с 12 июня по 15 августаПри наличии свободных мест для зачисления в I классы УОСО детей, не проживающих по микрорайону, документы могут быть поданы с 16 по 28 августа.

Прием (зачисление) в I классы УОСО осуществляется в соответствии с контрольными цифрами приема, наполняемостью классов, которые устанавливаются решением учредителя учреждения образования или уполномоченным им органом в соответствии с требованиями, установленными в пункте 6 статьи 150 Кодекса об образовании.

Обращаем внимание, что прием (зачисление) детей в УОСО осуществляется по достижении ими на начало учебного года возраста шести лет или по желанию одного из законных представителей ребенка с более позднего возраста. По заявлению одного из законных представителей при наличии решения педагогического совета допускается прием (зачисление) в I класс ребенка, которому шесть лет исполняется в текущем календарном году (пункт 3 статьи 151 Кодекса об образовании).

В целях обеспечения организованного приема документов в I классы в УОСО должен быть издан приказ, утверждающий:

ответственное лицо из числа заместителей директора УОСО за организацию и осуществление контроля за ходом приема документов в  I классы;

соблюдение сроков приема документов для зачисления детей в  I класс с 12 июня по 15 августа года приема, на свободные места (при наличии) – до 28 августа года приема;

график приема документов в I классы, предусматривающий прием документов в первую половину дня, во вторую половину дня, в субботу. График приема документов в I классы разрабатывается с учетом специфики учреждения образования (городская или сельская местность, количество открываемых классов, количество детей, проживающих в микрорайоне, интенсивность подачи документов от законных представителей детей, проживающих в микрорайоне УОСО, иное);

ответственных лиц из числа педагогических работников УОСО, которые будут осуществлять прием документов в I классы в соответствии с утвержденным графиком, иное.

Заявления от законных представителей детей, проживающих в микрорайоне УОСО, совместно с иными документами, установленными частью первой пункта 2 статьи 151 Кодекса об образовании, пунктом 67 Положения об УОСО, принимаются в соответствии с утвержденным графиком лицами, определенными ответственными за прием документов. Прием на свободные места в УОСО детей, которые не проживают по микрорайону, осуществляется в порядке очередности регистрации заявлений от их законных представителей в УОСО.

Для приема заявлений от законных представителей детей, которые не проживают в микрорайоне данного УОСО, считаем необходимым установить следующий порядок.

Заявления принимаются руководителем УОСО (лицом, исполняющим обязанности руководителя УОСО) в период с 12 июня по 15 августа во время приема граждан.

Поданные заявления регистрируются в специально отведенной для этих целей книге регистрации заявлений, в которой необходимо предусмотреть графы: фамилия, имя, отчество (при наличии) родителя (законного представителя) ребенка, обратившегося с заявлением; фамилия, имя, отчество (при наличии) ребенка; число, месяц, год рождения ребенка; адрес проживания; дата подачи заявления. Прием документов, установленных частью первой пункта 2 статьи 151 Кодекса об образовании, пунктом 67 Положения об УОСО, от законных представителей детей для зачисления в I класс УОСО на свободные места осуществляется в порядке очередности подачи заявлений в период                          с 16 по 28 августа года приема.

В случае обращения до 12 июня к руководителю УОСО законных представителей детей, которые не проживают в микрорайоне данного УОСО, заявление регистрируется как обращение гражданина, на которое дается ответ в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об обращении граждан и юридических лиц».

Информация о микрорайоне УОСО, порядке приема документов в  I классы УОСО, в том числе и на свободные места, должна быть доведена до законных представителей детей путем размещения на официальном сайте УОСО, информационных стендах, информирования на собрании родителей будущих первоклассников и др.

Считаем необходимым довести данную информацию до органов управления образованием, руководителей учреждений образования и обеспечить контроль за организацией приема документов в  I  классы  УОСО.

 

Заместитель Министра                                                    А.В.Кадлубай

свернуть

Экскурсия по школе для ГУО "Ясли-сад №9"

 

8 февраля 2023 года воспитанники ГУО "Ясли-сад №9" в рамках преемственности посетили нашу школу. Учитель начальных классов Алехно Л.М. провела для наших юных гостей экскурсию по школе. Дети увидели, как проходит обычный школьный день. Побывали в библиотеке, в учебных кабинетах, а работники школьной столовой угостили чаем наших маленьких друзей.

1 2

3 4

5 6

7

свернуть

Расписание занятий групп по подготовке детей к школе «Школа дошколят»

Расписание занятий

групп по подготовке детей к школе

«Школа дошколят» 

Время проведения занятий

Место проведения

занятий

Ф.И.О.учителя

9.00 – 9.35

Каб.215

Алехно Лариса Меркурьевна

9.45 – 10.20

Каб.109

Дробеня Татьяна Владимировна

10.30 – 11.05

свернуть

План совместной работы по преемственности на 2022/2023 учебный год

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГУО «Средняя школа №5

 г.Слуцка»

_________________ И.И. Русакевич

___ ______________2022

 

 

ПЛАН

совместной работы по преемственности

ГУО «Средняя школа №5 г.Слуцка» и ГУО «Ясли-сад №9 г.Слуцка»

 на 2022/2023 учебный год

  

Стратегическая идея:

  • обеспечить высокий уровень развития личности

Приоритетные направления для дошкольного учреждения:

  • развитие комплекса личностных качеств и свойств, обеспечивающих лёгкий, естественный переход ребёнка в школу

Приоритетные направления для начальной школы:

  • формирование у детей умения учиться, создание условий, при которых обучение становится для ребёнка благом, основной формой самовыражения

Главная цель:

  • реализация единой линии общего развития ребенка, т.е. духовного, психического и физического на этапах дошкольного и школьного образования

Формы преемственных связей

  • Педагогические советы, семинары, круглые столы педагогов ДУО, учителей школы и родителей по актуальным вопросам преемственности;
  • планирование и осуществление совместной практической деятельности педагогов и учителей с детьми – дошкольниками и первоклассниками (праздники, выставки, спортивные соревнования);
  • психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;
  • взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
  • совместное со школой комплектование 1-х классов из выпускников ДУО и проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
  • встречи родителей с будущими учителями;
  • анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребёнка и в период адаптации к школе;
  • игровые тренинги и практикумы для родителей детей дошкольного возраста.

Основными задачами сотрудничества ДУО и школы являются:

  • установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьёй и школой;
  • выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;
  • создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;
  • всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;
  • оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребёнка в школу;
  • формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.

 

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1. Организационно-методическая работа

1

Составление плана работы коллективов

август

заведующие ДУО, директор

2

День знаний;

сентябрь

Арестович О.В., кл. рук. 1 кл., воспитатели ДУО,

Бойнякова И.Г., зам. директора поУР

3

Оформление уголка для родителей будущего первоклассника;

Организация предметной среды для сюжетно-ролевой игры «Школа»;

октябрь

ноябрь

воспитатели

4

День открытых дверей в начальной школе;

День открытых дверей в школе;

ноябрь

2022г. февраль

2023г.

Русакевич И.И., директор Бойнякова И.Г., зам. директора по УР

5

Подведение итогов адаптации первоклассников;

Обсуждение вопроса преемственности на заседании педагогического совета;

Анализ успеваемости первоклассников за учебный год;

ноябрь

2022г. апрель –

 май 2023 г.

зам. директора по УР,

кл.руководитель

1 класса,

педагог-психолог

6

День открытых дверей в ДУО;

апрель 2023г.

воспитатели

7

Составление списков будущих первоклассников;

март – май 2023 г.

воспитатели, зам. директора по УР

2. Работа с родителями

1

Родительское собрание для будущих первоклассников;

Анкетирование родителей

«Ваш ребёнок скоро станет школьником»;

май 2023г.

зам. директора по УР, педагог- психолог

2

Родительские собрания в старших группах с приглашением учителей начальных классов;

Знакомство с мониторингом готовности детей к обучению в школе;

май 2023г.

воспитатели,

педагог-

психолог

3

Пресс-клуб для родителей с привлечением специалистов ДОУ и начальной школы «Пять компонентов готовности к школе»;

апрель –май 2023г.

воспитатели, зам. директора по УР, педагог-психолог

3. Работа с детьми групп ДУО и учащимися первых классов

1

Выставка-обмен детскими рисунками «Дети и правила дорожного движения»;

ноябрь

2022г.

воспитатели, кл.рук.4-х кл.

2

Проведение внеклассных мероприятий в школе и посещение их воспитанниками ДУО;

в течение года

воспитатели

3

Выступление школьной агитбригады по ПДД и ЗОЖ;

февраль

2023г.

специалисты СППС

4

Экскурсии по школе детей старших групп;

ноябрь

2022г. февраль

2023г.

воспитатели

5

Участие первоклассников в празднике младших друзей «До свидания, детский сад!»

апрель

2023г.

учителя, воспитатели, музыкальный руководитель

4. Работа медперсонала ДУО и школы

1

Учёт работы ДУО и начальной школы с детьми;

в течение года

фельдшер школы, ст. медсестра ДУО

2

Контроль выполнения требований СанПИна по организации и проведению занятий, уроков.

в течение года

методист ДУО,

заместитель директора

 

свернуть

Субботняя "Школа дошколят"

 

8 октября 2022 года для будущих первоклассников проводились занятия субботней "Школы дошколят".

1 2 3

 

свернуть

«Дошколята»

Каждую субботу в школе проходят занятия по подготовке детей к школе «Дошколята».

2KGypkINSUY 6J6DxIg38Fs

свернуть

Нормативные правовые документы по преемственности

Преемственность между дошкольным образованием и первой ступенью общего среднего образования

В процессе организации образовательного процесса на первый план выдвигаются вопросы преемственности в деятельности дошкольных учреждений, начальной школы в тесном контакте с семьёй. Преемственность в работе групп детского сада и начальных классов заключается в установлении необходимой связи и правильного соотношения между выполнением программных требований групп детского сада, начальных классов.

Под преемственностью понимается создание в деятельности групп детского сада и начальных классах медико-биологических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие детей, формирование у них умений и навыков, знаний, усвоение правил поведения в обществе.

Основные цели и задачи:

  • создание оптимальных психолого-педагогических, медико-гигиенических условий для реализации единой линии развития ребёнка на этапах дошкольного и начального школьного образования;
  • обеспечение разностороннего развития детей дошкольного возраста с учётом возможностей и специфики школьной жизни, наряду с освоением важнейших навыков, умений учебной деятельности.
  • осуществление общих подходов к организации образовательного процесса;
  • соблюдение единых принципов построения программ и методик;
  • осуществление общих подходов при подготовке педагогических кадров дошкольного и начального школьного образования;
  • создание оптимальных медико-биологических и психолого-педагогических условий для благоприятной адаптации детей дошкольного возраста в начальной школе.

Направления:

  • содержание детской деятельности как в детском саду, так и в школе;
  • использование разнообразных игр, занятий «неурочного» типа;
  • максимальное обеспечение двигательной активности детей, создание условий для полноценного физического развития, укрепления здоровья, профилактики утомляемости, использование дидактических, подвижных игр при обучении грамоте, математике, включения в занятия пауз, минуток отдыха в виде психологических игр и упражнений;
  • изменение форм общения детей как на занятиях в детском саду, так и на уроках в школе, обеспечив ребёнку возможность ориентироваться на партнёра-сверстника,
  • взаимодействовать с ним и учиться поддерживать диалогическое общение между детьми, признавать право ребёнка на инициативные высказывания, право на ошибку.

Памятка 1. Что нужно первокласснику

Памятка 2. Десять советов родителям будущих первоклассников

Памятка 3. Ежедневный рацион первоклассника

Тест «Готов ли ваш ребёнок к школе?»

свернуть

Рекомендации для родителей первоклассников

  1. Не говорите плохо о школе, не критикуйте учителей в присутствии ребёнка, создайте у него положительное отношение к школе. Только вместе со школой можно добиться желаемых результатов в воспитании и обучении детей. Учитель – ваш помощник и друг вашей семьи. Советуйтесь с ним, поддерживайте его авторитет. Замечания о работе учителя высказывайте в личном общении с учителем. Нельзя критиковать учителя в присутствии детей.
  2. Ваш ребёнок пришёл в школу, чтобы учиться, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребёнок имеет право на ошибку.
  3. Старайтесь посещать все собрания.
  4. Каждый день интересуйтесь учебными успехами ребёнка. Спрашивайте: «Что ты сегодня нового узнал?», а не «Какую оценку ты получил?». Радуйтесь успехам ребёнка, проявляйте эмоциональную поддержку.
  5. Старайтесь, чтобы ребёнок участвовал во всех касающихся его мероприятиях, проводимых в классе.
  6. Регулярно контролируйте выполнение домашнего задания и оказывайте, если нужно, разумную помощь в его выполнении. Проверяя домашнее задание, нацеливайте ребёнка не на бездумный пересказ текстов, а на то, чтобы он умел доказывать правильность выполнения задания, приводить свои примеры. Чаще спрашивайте: «Почему? Докажи. А можно ли по-другому?»
  7. Не скупитесь на похвалу, замечайте даже самые незначительные, на Ваш взгляд, достижения ребёнка, его посильные успехи. При встрече с неудачами в учёбе старайтесь разобраться вместе, найти выход, предвидеть последствия действий. Не запугивайте ребёнка, страх не активизирует его деятельность.
  8. Развивайте любознательность, поощряйте любопытство, удовлетворяйте его потребность в знаниях.
  9. Покупайте и дарите книги, раскраски, развивающие игры. Читайте вслух, предлагайте ребёнку прочитать Вам, обсуждайте прочитанное. Определяйте с ним программу чтения и помогайте осуществить, поощряйте её выполнение.

10.  Помогайте ребёнку выполнять трудные задания, предлагайте выход из сложной ситуации, но не забывайте давать ему возможность самому найти выход, решение.

11. Будьте доброжелательны к одноклассникам, учите ребёнка сотрудничать с другими детьми. Старайтесь выслушивать рассказы ребёнка о себе, товарищах, школе до конца. Поделиться своими переживаниями – естественная потребность развития детей.

12. Активно слушайте своего ребёнка, так как выявлено, что рассказ самому себе вызывает психическую травму. Пусть он пересказывает прочитанное, увиденное, делится впечатлениями.

13. Принимайте участие в делах класса и школы. Ребёнку будет приятно, если школа станет частью Вашей жизни. Ваш авторитет повысится.

14. Не заставляйте многократно переписывать, повторять. Понаблюдайте за особенностями умственной деятельности своего ребёнка, выясните, что получается легко, а что даётся с трудом. Узнайте, как улучшить память, как развить сосредоточенность.

15. Обеспечивайте ребёнка всем необходимым для учёбы, создавайте атмосферу уважительного отношения к его труду, вещам, учебникам, делам.

16. Обсудите с ребёнком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

17. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

18. Не пропускайте трудности, возможные у ребёнка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.

19. По возможности оказывайте посильную помощь учителю.

свернуть